Вечером в четверг 2 августа чемпион мира в тяжелом весе по версии WBO (Всемирная боксерская организация) Султан Ибрагимов узнал, что его объединительный бой с обладателем титула WBA (Всемирная боксерская ассоциация) Русланом Чагаевым не состоится. Вместо узбекского боксера в Москву приедет Эвандер Холифилд, ставший легендой задолго до того, как Ибрагимов начал профессиональную карьеру.
О проведении в столице России боя Ибрагимов - Чагаев было объявлено в конце июня, менее чем через месяц после того, как россиянин отобрал титул WBO у американца Шэннона Бриггса. Команды боксеров рассыпались в комплиментах друг другу, отмечая взаимную сговорчивость при подписании контракта. Вскоре были объявлены дата и место поединка - 13 октября, Москва, Ледовый дворец на Ходынке (главная арена чемпионата мира по хоккею - 2007).
В рекламной кампании матча его организаторы делали упор на то, что встреча Ибрагимова и Чагаева должна была стать первым объединительным поединком в тяжелом весе с ноября 1999 года, когда Леннокс Льюис выиграл три наиболее значимых титула - по версиям WBC (Всемирный боксерский совет), WBA и IBF (Международная федерация бокса).
В том, что бой Ибрагимов - Чагаев состоится, не было сомнений до 2 августа, когда на официальной пресс-конференции стало известно, что узбекский боксер заболел желудочной инфекцией и выбыл из строя на ближайшие несколько месяцев. Почти тут же было объявлено, что Чагаева заменит Холифилд, который и проиграл Льюису тот самый поединок в 1999 году.
Представители Ибрагимова не упустили возможности слегка поддеть Чагаева, отметив, что в последнее время от боев с Ибрагимовым почему-то часто отказываются. В команде российского боксера не сомневаются, что все "почему-то" на самом деле означают боязнь встречаться со слишком сильным соперником, а "настоящий чемпион" (Ибрагимов) всегда готов к бою. Впрочем, упреки в адрес Чагаева не вышли за рамки корректности и объяснялись, скорее всего, досадой от сорванного поединка.
Самым эффектным эпизодом замены узбекского боксера на Холифилда стал телефонный звонок американцу в присутствии журналистов. Холифилд дал согласие на встречу с Ибрагимовым "в прямом эфире". Не исключено, что организаторы московского боя узнали об отказе Чагаева несколько раньше 2 августа и уже связывались с американцем. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте Холифилда новость о его поединке с Ибрагимовым была опубликована уже утром в пятницу по московскому времени.
В программном заявлении американского боксера, которому 19 октября (через шесть дней после боя в Москве) исполнится 45 лет, говорится, что он собирается в пятый раз стать чемпионом мира в тяжелом весе, а затем и абсолютным чемпионом. От человека, сделавшего в жизни и в спорте столько, сколько сделал Холифилд, ожидать других слов было нельзя.
Как ни трудно в это поверить, но Холифилд стал призером летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе еще в 1984 году, когда Ибрагимову было девять лет. В любителях американец выступал в весе до 81 килограмма и уверенно шел к олимпийскому золоту, пока его не остановили собственная глупость и рефери.
В полуфинальном бою против новозеландца Кевина Бэрри он отправил соперника на пол уже после того, как судья решил, что Бэрри получил достаточно, и дал команду "стоп". Новозеландцу отсчитали нокаут, а Холифилда дисквалифицировали, и ни один из этих боксеров не вышел в финал. Бронзовая медаль вряд ли утешила американца.
На профессиональном ринге Холифилд дебютировал в ноябре 1984 года в первом тяжелом весе (тогда лимит этой категории был равен 86,2 килограмма). Уже в 1986 он завоевал титул WBA, а к 1988 году украсил свою талию всеми главными в то время чемпионскими поясами (WBC, WBA и IBF). Однако эти достижения омрачались тем, что первый тяжелый вес традиционно считается в мире профессионального бокса "ущербным": якобы в этой категории прячутся те, кто не может выстоять против настоящих тяжей.
Переход в тяжелый вес был для Холифилда весьма рискованным шагом, поскольку ему пришлось "растить мышцы", что нередко отрицательно сказывается на скорости и выносливости боксеров. Кроме того, считалось, что американец не обладает достаточно сильным для королевской категории разовым ударом.
Холифилда, однако, это остановить не могло. В профессионалах он получил прозвище The Real Deal, которое не имеет однозначного эквивалента в русском языке и может быть переведено как "то, что надо" или "самое оно" (второй ник боксера - Воин). Почти 20 лет выступлений Эвандера в тяжелом весе не оставляют сомнений: он - то, что надо.
После шести побед подряд Холифилд вышел на бой с абсолютным чемпионом мира Майком Тайсоном, но Железный Майк неожиданно проиграл все свои титулы Джеймсу Дагласу, более известному как Бастер Даглас. 25 октября 1990 года Эвандер победил Бастера и стал абсолютным чемпионом мира.
Рассказ о всех великих и драматических боях Холифилда может утомить даже его поклонников. Особняком стоят два его первых поединка с Риддиком Боу в 1992 и 1993 году, когда Эвандер сначала проиграл, а потом взял реванш. После поражения от Майкла Мурера в 1994 году выяснилось, что Холифилд страдает болезнью сердца - один из желудочков был недостаточно развит.
Боксер объявил об окончании карьеры, но вскоре во время просмотра религиозного телешоу почувствовал, что выздоравливает. После встречи с ведущим программы Бенни Хинном Холифилд, всегда отличившийся глубокой верой в Бога, объявил, что Всевышний исцелил его. Врачи подтвердили факт выздоровления диагнозом "практически здоров", а проводник божественной силы Хинн получил от спортсмена чек на 265 тысяч долларов.
Холифилд вернулся на ринг уже в 1995 году, а в ноябре 1996-го в бою за титул WBA одиннадцать раундов бил Майка Тайсона, пока рефери не остановил встречу. Эвандер часто говорил, что Железного Майка побил не он, а тот, кто его исцелил (речь, разумеется, не о Бенни Хинне). По мнению Эвандера, его победа подтверждала, что зло всегда отступает перед добром.
В матче-реванше с Тайсоном (июнь 1997 года) Бог снова помог Холифилду выиграть, но не спас уши победителя от укусов проигравшего. Сейчас об этом стали забывать, но Тайсон, к тому времени окончательно съехавший с катушек (если они у него были), кусал соперника дважды и был дисквалифицирован лишь после второй "дегустации на ринге" (после первой рефери снял с него два очка).
После побед над Тайсоном карьера Холифилда понемногу пошла на спад. После двух боев с Ленноксом Льюсом (скандальная ничья и поражение) он так и не смог доказать свое превосходство над мексиканцем Джоном Руисом (победа, поражение и ничья), главным достоинством которого считается виртуозное умение "вязать" соперников в клинче.
С декабря 2002 по ноябрь 2004 года Холифилд потерпел три поражения подряд, после чего Атлетическая комиссия штата Нью-Йорк запретила ему выходить на ринг. Чиновники всерьез опасались за здоровье боксера, который действительно временами выглядел в ринге так, как будто ему надо было не драться, а лечиться.
Однако Эвандеру удалось пройти все медицинские тесты, и в 2006 году он еще раз вернулся в профессиональный бокс, объявив, что не покинет его до тех пор, пока еще раз не станет чемпионом. За год Холифилд выиграл четыре боя, причем из его соперников лишь первого (Джереми Бейтса) можно назвать совсем "никаким".
Победы над Фресом Окендо, Винни Маддалоне и Лу Саварезе, имеющими определенную репутацию в тяжелом весе, значительно подняли Холифилда в рейтингах ведущих организаций - WBC (10-е место), WBA (13-е), IBF (12-е) и WBO (13-е). Учитывая, что имя Холифилда до сих способно собрать на стадионе тысячи людей, готовых заплатить за возможность увидеть его на ринге, бой за чемпионский титул был делом времени.
Если не случится ничего непредвиденного, то время придет 13 октября 2007 года, а местом станет Москва. За два с лишним месяца может произойти всякое, но можно быть уверенным, что Холифилд, во всяком случае, сбережет свой желудок от инфекции. После этого ему придется беречься от Султана Ибрагимова.
Скрытая интрига боя - дружба российского боксера с Майком Тайсоном. Учитывая постоянные неприятности Железного Майка с законом, его вряд ли отпустят из США в Москву. В любом случае, опыт двух его боев с Холифилдом Ибрагимову вряд ли стоит использовать. Для победы над легендой действующему чемпиону WBO должно хватить легальных приемов.