31 июля Лефортовский районный суд Москвы арестовал 100 процентов акций нефтяной компании "Русснефть". Самое интересное, что известно об этом стало только через неделю, а сама "Русснефть" еще 8 августа заявляла, что не получала никаких официальных бумаг, подтверждающих арест.
Ходатайство об аресте акций подал в суд представитель Следственного комитета (СК) при МВД РФ. Комитет настаивал на аресте в рамках уголовного дела, возбужденного против бизнесмена Михаила Гуцериева, владельца "Русснефти". По данным "Ведомостей", следователи выявили ущерб интересам государства на сумму в 7 миллиардов рублей.
Предпринимателя подозревают в незаконном предпринимательстве, совершенном группой лиц в особо крупном размере (статья 171, часть 2 Уголовного кодекса), а также уклонении от уплаты налогов с организаций (статья 199, часть 2 Уголовного кодекса).
При этом, как отмечает газета "Коммерсант", Михаил Гуцериев не контролирует "Русснефть" напрямую - она принадлежит шести формально не связанным с предпринимателем компаниям.
Ситуация тем интереснее, что через неделю, 6 августа, появились путаные сообщения об аресте имущества Гуцериева. Сначала агентства утверждали, что арестовано имущество Гуцериева, затем, со ссылкой на сообщение пресс-секретаря Мосгорсуда Анны Усачевой писали, что Тверской суд Москвы отказался арестовывать акции "Русснефти". Причины отказа указаны не были.
Позже оказалось, что ходатайство комитета попало сначала как раз в Тверской суд. Тот направил его по территориальности в Лефортовский суд по месту нахождения держателя акций компании. Судьба ходатайства в Лефортове известна.
Вдобавок ко всему 9 августа ФСФР приостановила допэмиссию акций "Русснефти". В качестве причины в ведомстве назвали неправильное нарушение стандартов эмиссии - в заявке не были указаны сведения о выпуске облигаций. Кроме того, компания не представила документы, подтверждающие раскрытие информации об эмиссии в форме существенных фактов.
Сам Гуцериев к моменту ареста акций уже успел покинуть пост главы "Русснефти" и попрощаться со всеми своими бизнес-проектами, кроме благотворительных. Он заявил, что намерен заняться научной работой, а представители "Русснефти" уточнили, что уход их бывшего шефа из бизнеса - временный.
Для того, чтобы это его намерение реализовалось, Гуцериеву необходимо было выполнить свое обещание - передать "Русснефть" новому собственнику, который бы решил все проблемы компании. Считалось, что таким собственником станет Олег Дерипаска, тем более что его холдинг "Базэл" уже вроде бы подал в Федеральную антимонопольную службу заявку на покупку "Русснефти".
Однако и здесь Гуцериева постигла неудача. Вечером 7 августа оказалось, что как такового ходатайства в ФАС о покупке "Русснефти" "Базэл" не отправлял. По словам главы ведомства Игоря Артемьева, заявка представляет собой одностраничное письмо, а не комплект необходимых юридических документов. Это означает, что почти две недели (письмо в ФАС отправилось 27 июля) были потеряны впустую.
Мнения аналитиков о происходящем разделились. Одни считают, что Дерипаске выгоден арест акций "Русснефти", так как он позволяет сбить цену на привлекательную компанию. Другие утверждают, что в конце концов арестованная "Русснефть" может достаться вовсе не "Базэлу", а, например, одной из госкомпаний, консолидирующих нефтяные активы. Кто из них прав, покажет только время.
Не стоит забывать и о том, что пока не распроданы другие компании Гуцериева. Ему принадлежат "Русский уголь", "Русская содовая компания" и другие активы примерно на миллиард долларов. На них тоже наверняка найдутся свои претенденты.