Экономика
23:11, 9 августа 2007

Лефортовское правосудие Акции "Русснефти" неожиданно оказались арестованы

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

31 июля Лефортовский районный суд Москвы арестовал 100 процентов акций нефтяной компании "Русснефть". Самое интересное, что известно об этом стало только через неделю, а сама "Русснефть" еще 8 августа заявляла, что не получала никаких официальных бумаг, подтверждающих арест.

Ходатайство об аресте акций подал в суд представитель Следственного комитета (СК) при МВД РФ. Комитет настаивал на аресте в рамках уголовного дела, возбужденного против бизнесмена Михаила Гуцериева, владельца "Русснефти". По данным "Ведомостей", следователи выявили ущерб интересам государства на сумму в 7 миллиардов рублей.

Предпринимателя подозревают в незаконном предпринимательстве, совершенном группой лиц в особо крупном размере (статья 171, часть 2 Уголовного кодекса), а также уклонении от уплаты налогов с организаций (статья 199, часть 2 Уголовного кодекса).

При этом, как отмечает газета "Коммерсант", Михаил Гуцериев не контролирует "Русснефть" напрямую - она принадлежит шести формально не связанным с предпринимателем компаниям.

Все об акциях

Ситуация тем интереснее, что через неделю, 6 августа, появились путаные сообщения об аресте имущества Гуцериева. Сначала агентства утверждали, что арестовано имущество Гуцериева, затем, со ссылкой на сообщение пресс-секретаря Мосгорсуда Анны Усачевой писали, что Тверской суд Москвы отказался арестовывать акции "Русснефти". Причины отказа указаны не были.

Позже оказалось, что ходатайство комитета попало сначала как раз в Тверской суд. Тот направил его по территориальности в Лефортовский суд по месту нахождения держателя акций компании. Судьба ходатайства в Лефортове известна.

Вдобавок ко всему 9 августа ФСФР приостановила допэмиссию акций "Русснефти". В качестве причины в ведомстве назвали неправильное нарушение стандартов эмиссии - в заявке не были указаны сведения о выпуске облигаций. Кроме того, компания не представила документы, подтверждающие раскрытие информации об эмиссии в форме существенных фактов.

Судьбы людей и компаний

Сам Гуцериев к моменту ареста акций уже успел покинуть пост главы "Русснефти" и попрощаться со всеми своими бизнес-проектами, кроме благотворительных. Он заявил, что намерен заняться научной работой, а представители "Русснефти" уточнили, что уход их бывшего шефа из бизнеса - временный.

Для того, чтобы это его намерение реализовалось, Гуцериеву необходимо было выполнить свое обещание - передать "Русснефть" новому собственнику, который бы решил все проблемы компании. Считалось, что таким собственником станет Олег Дерипаска, тем более что его холдинг "Базэл" уже вроде бы подал в Федеральную антимонопольную службу заявку на покупку "Русснефти".

Однако и здесь Гуцериева постигла неудача. Вечером 7 августа оказалось, что как такового ходатайства в ФАС о покупке "Русснефти" "Базэл" не отправлял. По словам главы ведомства Игоря Артемьева, заявка представляет собой одностраничное письмо, а не комплект необходимых юридических документов. Это означает, что почти две недели (письмо в ФАС отправилось 27 июля) были потеряны впустую.

Мнения аналитиков о происходящем разделились. Одни считают, что Дерипаске выгоден арест акций "Русснефти", так как он позволяет сбить цену на привлекательную компанию. Другие утверждают, что в конце концов арестованная "Русснефть" может достаться вовсе не "Базэлу", а, например, одной из госкомпаний, консолидирующих нефтяные активы. Кто из них прав, покажет только время.

Не стоит забывать и о том, что пока не распроданы другие компании Гуцериева. Ему принадлежат "Русский уголь", "Русская содовая компания" и другие активы примерно на миллиард долларов. На них тоже наверняка найдутся свои претенденты.

< Назад в рубрику