Экономика
21:05, 15 августа 2007

Дело закрыто "ЮКОС" распродали

Антон Ключкин

Компании "ЮКОС" больше не существует. Сегодня ушли с молотка ее голландский актив Yukos Finance и права требования "ЮКОСа" по спорным долгам. Хотя фактически процедура банкротства "ЮКОСа", который был объявлен банкротом 1 августа 2006 года, уже завершена, номинально она продлится до ноября и займет 15 месяцев.

На последних торгах по продаже иностранных активов "ЮКОСа" победила "дочка" "Роснефти", компания "Промнефтьстрой". После того, как аукцион был закончен, стало известно, что некое ООО "Монте Валле" перекупило у "Роснефти" "Промнефтьстрой" еще до аукциона.

Второй аукцион, на котором были проданы права требований банкрота, победила "Роснефть". Впрочем, это в интересах компании. Большая часть от этих претензий на общую сумму 13,7 миллиарда рублей приходится на новые "дочки", которые компания приобрела у "ЮКОСа".

К последнему переделу

Считалось, что "Роснефть" будет самостоятельно участвовать в аукционе на продажу Yukos Finance. Накануне последних аукционов это подтвердили "Интерфаксу" в самой "Роснефти". Однако допущены к участию в конкурсе были только две компании - "Промнефтьстрой" и неизвестная компания "Версар".

После того, как "Промнефтьстрой" победил в аукционе, выяснилось, что компанию "Промнефтьстрой" купило у "Роснефти" некое ООО "Монте Валле". При этом, по словам учредителя последней Стивена Линча, она сделала это еще до конкурса. Сумму сделки Линч уточнить отказался, зато стало понятно, что "Роснефть" участия в торгах вообще не принимала.

Ранее "Монте Валле" уже принимала участие в конкурсах по распродаже "ЮКОСа". Она выкупила четвертый лот на распродаже "ЮКОСа", куда вошли энергоактивы компании в Белгородской и Тамбовской областях. Ранее российские информагентства сообщали, что компания действовала в интересах Deutsche Bank, однако в самом банке заявляли, что "Монте Валле" лишь является его клиентом, открывшим счет для участия в аукционе.

Причины нежелания "Роснефти" принимать участие в конкурсе, вероятно, связаны с высоким риском купить кота в мешке. Дело в том, что за 7,8 миллиарда рублей был куплен лот, потенциальная стоимость которого превышает 30 миллиардов. Среди других активов, наряду с 49 процентами акций словацкой трубопроводной монополии Transpetrol, продаются счета на сумму свыше 1,2 миллиарда долларов. Это деньги, полученные от продажи в 2006 году акций литовского завода Mazeikiu nafta, "замороженные" сейчас судом Амстердама.

На эти деньги сейчас претендует кипрская компания Moravel, близкая к Group Menatep - основному акционеру "ЮКОСа". Однако она же требует с "ЮКОСа" около 700 миллионов долларов долга, ссылаясь при этом на решение лондонского арбитража. Если требования компании признает президиум Высшего арбитражного суда России, то Moravel будет включена в список кредиторов и получит свои деньги из конкурсной массы "ЮКОСа". При этом она будет исключена из его зарубежных кредиторов. Ранее российские суды нижестоящих инстанции отказывались признать Moravel кредитором "ЮКОСа".

Кроме того, Yukos Finance остается довольно независимой компанией. К примеру, ее представители назвали конкурс "театральной постановкой" и заявили, что прав у Эдуарда Ребгуна продавать Yukos Finance не было никаких. Так что "Промнефтьстрой" еще предстоит доказать свое право на Yukos Finance в международных судах.

Впрочем, для аукционов по распродаже "ЮКОСа", подобные пертурбации с участниками торгов стали уже привычным делом.

ЮКОС жил и будет жить

Российская часть распродажи "ЮКОСа" закончилась еще 8 августа, когда был продан 18-й лот с активами компании-банкрота. После этого активов в России у "ЮКОСа" больше не осталось. Победителем большинства аукционов стала компания "Роснефть", которая аккумулировала в себя практически все, что в действительности было "ЮКОСом", в том числе его головное здание в Москве и даже бренды компании. Теперь она занимает первое в России место по добыче и переработке нефти, а также является лидером по числу собственных заправочных станций.

Остальные победители конкурсов участвовали в них лишь чтобы приобрести активы по своему профилю. Так, итальянские компаний Eni и Enel купили акции "Газпром нефти", после чего предоставили "Газпрому" опцион на их покупку, а банк ВТБ приобрел акции своей "дочки" в Европе.

Эдуард Ребгун, фото AFP
Lenta.ru

Кроме того, в конкурсах побеждали и другие компании, причем владельцы многих до сих пор неизвестны. Таким претендентом, к примеру, является компания "Прана", купившая офисное здание "ЮКОСа" за 100 миллиардов рублей. Позже этот лот был перекуплен "Роснефтью" за сумму, которая была меньше той, что заплатила "Прана". Несмотря на то, что в "Роснефти" много раз заявляли о том, что к этой компании никакого отношения не имеют, из отчета "Роснефти" выяснилось, что "Прана" является ее должником. Как образовалась сумма задолженности в 26,015 миллиарда рублей, в отчете не сообщается.

Ребгун ранее обещал отправить в резерв более пяти миллиардов долларов, которые должны пойти на выплаты компаниям, не включенным пока в реестр кредиторов "ЮКОСа". Но даже с учетом этого резерва "ЮКОСу" не хватает на погашение долгов более двух миллиардов долларов. Можно поспорить, что акционеры компании еще долго будут напоминать России о "деле "ЮКОСа"", однако в лучшем случае они смогут добиться незначительных выплат. Слишком уж политизирован вопрос.

В общем, Эдуард Ребгун свое объемное дело сделал. Ему удалось распродать "ЮКОС" в рекордно короткие сроки. Фокус удался. Крупнейшую частную нефтяную компанию страны национализировали довольно затейливым способом: через аукционы.

< Назад в рубрику