Современный потребитель ищет, где лучше, а потому любит оценивать и сравнивать товары и услуги. Похожая ситуация имеет место и в научной жизни, и в сфере образования: все более популярными становятся ежегодные международные рейтинги высших учебных заведений. За последние недели сразу две авторитетные экспертные группы: группа китайского университета Цзяо Тун и группа "Вебометрикс" - опубликовали рейтинги за 2007 год.
Рейтинг THES/QS, совместный проект THES (The Times Higher Education Supplement, приложение по высшему образованию к газете Times) и QS (Quacquarelli Symonds, компания, занимающаяся международными проблемами образования) существует с 2004 года. Цель THES - оценить академический уровень университета, делая упор на качество исследовательской и преподавательской работы, а также международного значения вуза. Рейтинг THES за 2007 год еще не опубликован.
"Вебометрикс", проект Cybermetrics Lab, также ведет свою деятельность с 2004 года. Рейтинг основывается только на учете веб-данных: веб-активности вуза, числа электронных публикаций, количества упоминаний о нем. Из всех рейтингов "Вебометрикс" самый "неэлитарный": группа ставит себе задачу не только выявить традиционную сотню лучших, но и ранжировать максимально большое число вузов, в идеале - все. Действительно, "Вебометрикс" публикует упорядоченный список четырех тысяч (!) вузов практически из всех стран мира (для сравнения: Цзяо Тун - пятисот, THES - двухсот).
Помимо этих трех основных рейтингов, существует, разумеется, множество национальных, особенно много их в США, где высшее образование и все, что с ним связано, всегда в моде. Недавно Лента.Ру писала о британском национальном рейтинге, в котором Оксфорд впервые за семь лет уступил Кембриджу. Любопытный рейтинг европейских вузов составляет Лейденский университет.
В России рейтинг вузов был составлен и, более того, утвержден официально, в 2005 (и до того в 2004) году. По данным журнала "Экономика и образование сегодня", Министерство образования и науки, проанализировав качество преподавательского состава, количество студентов, наличие иностранных студентов, объем научных исследований, издательскую деятельность, социальную защищенность студентов и множество других параметров, утвердило рейтинг вузов РФ. Поскольку об обновлении этого рейтинга не сообщалось, надо полагать, что он по-прежнему имеет официальный статус.
Независимого единого ежегодного рейтинга в России нет. Отчасти его роль выполняет "комплексный рейтинг ведущих российских вузов", составляемый благотворительным фондом Владимира Потанина по итогам его Федеральной стипендиальной программы. Она представляет собой ежегодный конкурс студентов и молодых преподавателей, победители которого получают стипендии и гранты. По итогам конкурса оценивается "интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей". Федеральная программа, однако, охватывает далеко не все вузы (в 2006/2007 академическом году - 67), а только те, которые фонд признает ведущими.
Пятьдесят три (!) университета из сотни лучших - американские. Второе место занимает Великобритания (одиннадцать вузов), третье делят Германия и Япония (по шесть вузов). Также в сотню входят университеты Канады, Франции, Швеции (по четыре), Швейцарии (три), Австралии, Нидерландов (по два), Дании, Израиля, Норвегии, России и Финляндии (по одному). В 500 лучших университетов попадает еще один российский вуз - Санкт-Петербургский государственный университет, делящий места с триста пятого по четыреста первое (эти места объединяются).
В этом году Цзяо Тун впервые опубликовал не только рейтинг вузов "в общем зачете", но и пять отдельных рейтингов по разным областям науки: естественные науки и математика, технологии и компьютерные науки, науки о жизни и земледелии, медицина и фармацевтика, социальные науки. В каждом разделе выделяется сто лучших вузов. Из российских вузов в списки опять же попал только МГУ, занявший 41-е место по математике и естественным наукам. По остальным разделам МГУ не вошел в сотню.
Первые пять мест в рейтинге "Вебометрикс" занимают соответственно Стэнфорд, МТИ, Калифорнийский университет в Беркли, Гарвард, Пенсильванский университет. МГУ занимает 150-е место в мире и 43-е в Европе. Распределение стран, чьи вузы входят в сотню лучших, не очень отличается от данных Цзяо Тун, однако отсутствует Израиль, зато присутствуют Мексика и Тайвань.
"Вебометрикс" публикует также рейтинги по каждой стране в отдельности. В России места со второго по десятое распределяются следующим образом: второе - МФТИ (в мире - 799-е), третье - Новосибирский государственный университет (815-е), четвертое - СПбГУ (900-е), пятое - Высшая школа экономики - государственный университет (935-е), шестое - Томский государственный университет (1076-е), седьмое - Казанский государственный университет (1268-е), восьмое - Алтайский государственный университет (1347-е), девятое - Красноярский государственный университет (1359-е), десятое - Уральский государственный университет (1387-е). Как можно видеть, самые первые места достаются столицам, однако в целом в десятку входят разные регионы.
Рейтинг THES за 2007 год еще не опубликован, но отметим, что в 2006 году из 200 лучших вузов мира первое место занимал Гарвард, второе - Кембридж, третье - Оксфорд, четвертое делили МТИ и Йельский университет. МГУ занимал 93-е место, СПбГУ - 164-е. В рейтингах по областям знаний МГУ и СПбГУ заняли высокие (соответственно 19-е и 73-е) места в категории естественных наук, не вошли в сотню по социальным наукам, а также искусствам и гуманитарным наукам. В категории технических наук МГУ занял 58-е, а биологических и медицинских - 75-е место.
Оригинальное решение относительно МГУ приняли составители лейденского рейтинга: их методика учитывает главным образом количество публикаций и сопряженные показатели (например, индекс цитируемости), причем показатели статистически нормализуются с учетом размеров университета. МГУ имел огромное количество публикаций, но чрезвычайно низкий нормализованный индекс цитируемости, поэтому было решено его из списка исключить. Прочие российские вузы не вошли в сотню лучших по лейденским данным.
По данным министерского рейтинга, первая семерка российских вузов выглядит так: МГУ, СПбГУ, МФТИ, РУДН, Томский государственный университет, Ростовский государственный университет, Казанский государственный университет. Министерство также составило множество рейтингов по разным специализациям: техника и технологии, лингвистика и педагогика (почему-то вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составлен рейтинг негосударственных вузов, в нем первое место занимает Московская финансово-юридическая академия.
Потанинский рейтинг (2006/2007 учебный год) совпадает с министерским только в начале: МГУ, СПбГУ, Воронежский государственный университет, Уральский государственный университет, Саратовский государственный университет, Томский политехнический университет (не путать с Томским государственным!), Международный университет природы общества и человека "Дубна".
В любом рейтинге каждый вуз получает некоторую числовую характеристику, оценку. Как правило, после ранжирования оценка первого места для наглядности приравнивается к сотне, а остальные пропорционально пересчитываются. Формулы, по которым рассчитывается оценка, у каждой экспертной группы свои.
В Цзяо Тун оценка слагается из следуюших показателей: качество образования (вес показателя в общей оценке - 10 процентов), уровень сотрудников (40 процентов), уровень исследований (40 процентов), размер (10 процентов). Качество образования определяется как количество выпускников, получивших Нобелевскую премию или премию Филдса (примерный аналог Нобелевской премии в математике). Уровень преподавателей складывается из количества сотрудников, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премии (20 процентов) и количества сотрудников, имеющих высокий индекс цитируемости. Уровень исследований определяется по количеству статей, опубликованных в журналах Nature и Science (20 процентов), и количеству статей, упомянутых в специальном списке Института научной информации: международном индексе цитируемости (20 процентов). Размер - это частное от деления суммы взвешенных пяти предыдущих оценок на количество сотрудников.
На самом деле вычисления сложнее: используются разнообразные дополнительные коэффициенты. Так, например, если статья опубликована коллективом из нескольких авторов, учитывается вклад каждого автора, Для вузов, специализирующихся в области социальных и гуманитарных наук, используются не Nature и Science, а другие журналы. Существуют "поправочные" коэффициенты и для других показателей.
Оценка THES наполовину состоит из мнений специалистов. Эксперты опрашивают тех, кто имеет представление об уровне вузов: членов академического сообщества по всему миру (вес их мнения - 40 процентов) и работодателей (10 процентов). В прошлом году было опрошено почти четыре тысячи ученых и восемь сотен работодателей. Вторую половину составляют уровень студентов и сотрудников (публикации, индекс цитируемости), количество зарубежных студентов и сотрудников, отношение количества преподавателей к количеству студентов. Как и в Цзяо Тун, используется множество поправочных коэффициентов.
"Вебометрикс" использует только веб-данные: веб-размер (количество страниц, обнаруживаемых поисковиками, вес - 25 процентов), заметность (количество внешних ссылок на сайт, вес - 50 процентов), количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps, вес - 12,5 процента), а также количество публикаций и индекс цитируемости на сервисе Google Scholar (12,5 процента). Опять же есть поправочные коэффициенты.
Устройство министерского рейтинга в точности неизвестно, потанинский рейтинг строится на результатах, показанными студентами в конкурсе, и на "экспертно-студенческой" оценке преподавателей.
Оценка университетов разных стран по одинаковым критериям заведомо не будет абсолютно объективной. Так, проанализированные рейтинги сильно ориентированы на западные стандарты, поэтому российские вузы, которые хотя и не отделены больше железным занавесом, но все равно живут по несколько иным традициям, находятся в проигрышном положении.
Каждый рейтинг имеет свои недостатки. Цзяо Тун мало учитывает вклад социальных и гуманитарных наук, "Вебометрикс" видит только ту информацию, которая доступна в Сети, THES полагается на мнение конкретных опрошенных людей (количество этих людей впечатляет, но университетов в мире еще больше). Индекс цитируемости также известен своей спорностью и необъективностью.
Рейтинги востребованы, а значит, будут появляться. Несомненно, они приносят пользу, помогая понять многие закономерности современного образования и устройство научного сообщества, а также, в общем-то, укрепляя международное взаимодействие. Однако считать их истиной в последней инстанции не рекомендуется.
Александр Бердичевский