Наука и техника
18:08, 17 августа 2007

МАКС-2007 В России стартует восьмой международный авиакосмический салон

21 августа 2007 года в Московской области откроется восьмой по счету международный авиакосмический салон МАКС-2007. Один из самых молодых авиафорумов, тем не менее, уже успел завоевать авторитет, став "связующим звеном" между западными выставками в Фарнборо и Ле-Бурже и форумами азиатских и латиноамериканских государств.

Авиасалон как коммерческое предприятие, основной целью которого является налаживание контактов между производителями и поставщиками той или иной техники и потенциальными приобретателями, является для России сравнительно новым явлением. В отличие от западных выставок, демонстрации авиатехники, проводившиеся на территории СССР, в основном преследовали пропагандистские задачи, тогда как задачи экономического и технического сотрудничества решались в келейной обстановке, при достаточно скупом информационном освещении.

Кроме того, в силу ряда идеологических особенностей, в СССР практически не освещалась военная сторона авиакосмической отрасли. Проектирование, постройка, эксплуатация боевых самолетов и их поставки на экспорт были скрыты многочисленными барьерами из допусков и подписок, практически не позволявшими получить полную и достоверную информацию о возможностях техники и объемах ее производства.

На зарубежных послевоенных салонах СССР также не демонстрировал боевые самолеты, ограничиваясь показом гражданской авиатехники и транспортных машин двойного назначения.

Ситуация стала меняться в конце 80-х годов, когда советские боевые самолеты впервые с 30-х годов появились на зарубежных выставках в Фарнборо и Ле-Бурже. Тогда же был поднят вопрос об организации в СССР авиасалона по образцу западных форумов, решающего как развлекательно-пропагандистские, так и коммерческие задачи.

Первая коммерческая авиационная выставка в Советском Союзе состоялась в 1990 году на территории ВВЦ, под названием Aerospace-90. В ней приняли участие советские и зарубежные фирмы, включая крупнейшие американские, британские и европейские предприятия. На основе опыта проведения Aerospace-90 было принято решение об организации в СССР полноценного авиашоу.

В качестве площадки для салона был выбран город Жуковский с расположенным рядом аэродромом Летно-ислледовательского института имени Громова. Первая постсоветская выставка была проведена в Жуковском с 11 по 16 августа 1992 года под названием "Мосаэрошоу-92". Она, по мнению специалистов, стала "генеральной репетицией" перед открытием серии "МАКС".

Первый международный авиакосмический салон в Жуковском стартовал 31 августа 1993 года. По сравнению с Мосаэрошоу-92 и тем более с Aerospace-90 салон отличался и большим числом участников и возросшим интересом посетителей - за 6 дней работы МАКС-93 посетили 400 тысяч человек, а свою продукцию на стендах и летном поле продемонстрировали 260 предприятий, включая 82 из дальнего зарубежья.

На этом этапе салон еще не набрал больших оборотов - представители советского и западного авиапрома, а также покупатели техники только знакомились друг с другом, налаживая деловые связи в абсолютно новых условиях.

Тесное коммерческое сотрудничество российских промышленников со своими западными и восточными коллегами и покупателями развернулось позже - стартовавший 22 августа 1995 года МАКС-95 был отмечен началом совместных работ над рядом совместных проектов в СНГ и дальнем зарубежье. Совместные проекты, ставшие визитной карточкой российской авиационной промышленности, сопровождали и всю дальнейшую историю "МАКСа".

Популярность салона все это время постоянно росла - в 2001 году число посетителей превысило 660 тысяч человек, что стало рекордом для всех авиасалонов мира. В 2005 году на МАКСе впервые в истории России была организована экспозиция боевых самолетов стран НАТО, включая США, приславших в Москву боевые и вспомогательные самолеты основных типов, включая стратегический бомбардировщик B-1B. Объем сделок на МАКС-2005 превысил миллиард долларов.

Авиасалон 2007 года, по расчетам организаторов, должен поставить новый рекорд коммерческого успеха - в работе МАКС-2007 примут участие свыше 700 предприятий, в том числе 200 зарубежных. Первые места среди иностранцев делят фирмы США, Украины, Германии и Франции, подавшие соответственно 40, 34, 30 и 28 заявок.

Открывающийся 21 августа МАКС-2007 должен стать рубежом между периодом спада и возрождения российской авиационной промышленности. По мнению специалистов, салон окажет значительное влияние на судьбу ряда новых проектов, включая Ту-334, SSJ, российско-индийский МС-21, а также уже реализующихся Ту-204, Ил-96 и Ан-148. Если с военной стороной российского авиапрома все более или менее понятно - машины семейств Су-27 и МиГ-29, а также вертолеты различных типов по-прежнему пользуются устойчивым спросом, который сохранится как минимум в течение ближайших лет, то гражданскому авиастроению предстоит восстанавливать репутацию и отвоевывать позиции, уже прочно занятые Boeing и Airbus Industry. Рынок гражданской авиации, объем которого достигает десятков миллиардов долларов, должен включать и российскую составляющую, в противном случае об авиастроении как самостоятельной отрасли российской промышленности вскоре можно будет забыть.

Впрочем, большинство приходящих на МАКС людей редко задумываются о столь высоких материях. Их влечет прежде всего возможность рассмотреть удивительные создания человеческих рук - летательные аппараты - в их родной стихии, в небе и на летном поле. Для обычных посетителей салон откроется 24 числа, первые три дня будут отданы специалистам. Радовать глаз зрителей будут пилотажные группы, как российские - "Стрижи" и "Русские Витязи", так и уже полюбившиеся российским зрителям иностранные - "Патруль де Франс" и "Фречче Триколори". Кроме того, в небе над аэродромом ЛИИ впервые будут продемонстрированы воздушные бои - в учебных схватках сойдутся пилоты истребителей Су-27 Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Пилоты самых маневренных в мире тяжелых истребителей проведут бои "два на два" и "три против одного", а также продемонстрируют высший пилотаж.

Чтобы увидеть все это, зрителям необходимо будет добраться до Жуковского одним из указанных в схеме путей. Желающим добираться до Жуковского автотранспортом следует помнить о пробках и том, что доехать можно будет только до Быково - оттуда на МАКС будет пущен автобус (территория самого Жуковского будет закрыта для вьезда). Тем, кто поедет на электричке, желательно садиться на Казанском вокзале - пробиться в вагон на какой либо из промежуточных станций будет, по опыту автора, практически невозможно. Тем не менее, зрелище в сочетании с ожидаемой хорошей погодой должно компенсировать все неудобства от поездки. Хороших впечатлений!

Илья Крамник

< Назад в рубрику