Экономика
20:47, 18 августа 2007

Бизнес на МАКСе Кто получит наибольшую прибыль от проведения авиасалона?

Александр Поливанов

МАКС-2007, традиционный авиасалон в Жуковском, проводящийся раз в два года, – это не только интересные выступления пилотажных групп, огромная выставка самолетов и другой авиатехники, десятки и сотни тысяч посетителей, но и, в первую очередь, большой бизнес. "Лента.Ру" рассказывает о том, подписание каких контрактов можно ожидать на МАКСе и кто получит от проведения авиасалона наибольшую прибыль.

Организаторы

Авиасалон в Жуковском организует компания "Авиасалон". Она рассчитывает получить с мероприятия солидный куш. В 2005 году, по неофициальным данным, компания заработала около 25 миллионов долларов. В этом году "Авиасалон" постарается получить большую чистую прибыль, ведь больше будет и количество участников, и количество посетителей. Из чего же складывается доход компании?

В первую очередь, за выставочные места на МАКСе платят сами участники. По данным газеты "Коммерсант", цены на МАКСе сравнимы с общемосковскими. Иными словами, они высоки даже по меркам Западной Европы. Например, корпорация "Сухой" заплатит за участие в выставке около 59 миллионов рублей, "Иркут" - 29 миллионов рублей, "МиГ" - 26 миллионов рублей. Список можно было бы продолжать – в МАКСе будут участвовать 243 компании из-за рубежа и 543 из России.

Не все они, конечно, арендуют такие большие площади как "Сухой" или "Иркут", но заплатить за участие придется и им – базовая цена за один квадратный метр в удобном месте составляет 260 у.е. Под "у.е." организаторы салона подразумевают 35 рублей.

Вторая по величине статья доходов от МАКСа – продажа билетов. Салон будет работать как бизнес площадка только первые три дня – потом к МАКСу получат доступ и простые россияне. Входной билет на авиасалон стоит от 350 рублей до 10 тысяч.

В прошлый раз на продаже билетов "Авиасалон" выручил около 6,8 миллиона евро при том, что МАКС посетило 512 тысяч человек. В этом году ожидается, что посетителей будет не только не меньше, но даже больше – около 600 тысяч человек. Это означает, что доходы, учитывая, что билеты стоят от 350 рублей до 10 тысяч, составят сумму, по крайней мере, не меньшую, чем в прошлый раз. Даже если продать 400 тысяч билетов по цене в 350 рублей, получится 140 миллионов рублей (4 миллиона евро).

Не стоит забывать также и прибыль, которую организаторы авиасалона получат от рекламы. На официальном сайте "Авиасалона" приводятся рекламные расценки: например, за ролик на светодиодном экране, длиной одну минуту при 192 повторах, придется выложить 119 с половиной тысяч рублей.

Не стоит забывать также о наружной рекламе и рекламе на аэростатах – тепловых или газовых, а также геостатах. Реклама на тепловом аэростате при 15-30 летных часах обойдется рекламодателям в 8,2 тысячи евро (около 287 тысяч рублей).

При таких огромных прибылях следует помнить, что и расходы "Авиасалона" очень велики. Значительная часть средств пойдет на охрану мероприятия – дежурить на МАКСе будет до трех тысяч сотрудников милиции. Кроме того, организатором пришлось заниматься арендой самого места проведения, разработкой программы, обеспечением дополнительного транспорта и многими-многими другими вещами.

Участники

Авиакомпании и авиапроизводители едут на авиасалон на МАКС не с пустыми руками. В руках у них находятся заготовленные контракты на поставку или производство авиатехники, порой на десятки и сотни миллионов долларов. Подписывают такие контракты традиционно на крупных торжественных мероприятиях, таких как МАКС, а готовят, причем в строжайшем секрете, в течение нескольких месяцев или даже лет.

Несколько российских компаний уже "проговорились", то есть намекнули на то, что действительно хотят подписать на МАКСе крупные контракты. Нельзя сказать, что прибыль от этих контрактов будет получена исключительно от проведения авиасалона, но какую-то роль он в их подписании, безусловно, играет.

О многих контрактах, которые будут подписаны на МАКСе, рассказал глава Роспрома Борис Алешин. По его словам, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), дебютирующая в этом году как единое целое, подпишет на МАКСе соглашение с банком ВТБ (бывший Внешторгбанк) и американской Alcoa.

А корпорация "Сухой" объявит о создании совместного предприятия с итальянской Finmeccanica. Новая компания будет заниматься маркетингом и поставкой комплектующих для первого гражданского самолета, произведенного "Сухим" - Superjet-100.

Ожидается, что несколько авиакомпаний на МАКСе объявят о покупке самолетов. По данным "Ведомостей", контракты намерены заключить Blue Wings и S7 ("Сибирь").

Blue Wings приобретет у лизинговой компании "Ильюшин финанс" пять среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. В S7 хотят купить подобные лайнеры, но, по данным представителей "Ильюшин финанс", до подписания необходимых документов переговоры пока не дошли.

В СМИ также прошла информация о том, что "Трансаэро" может приобрести 10 самолетов SSJ-100 у "Сухого". Переговоры об этом ведутся, но успеют ли они завершиться к МАКСу, неизвестно.

О зарубежных гражданских самолетах пока ничего не сообщается. Самые крупные российские авиакомпании удовлетворили свою нужду в новейших Airbus и Boeing в ходе предыдущих авиасалонов в этом году, в том числе и в ходе салона во французском Ле Бурже. Поэтому если и стоит ожидать подписание контрактов на американские и европейские самолеты, то, скорее всего, покупателями выступят средние по величине авиаперевозчики.

Наверняка, не обойдется без сюрпризов. Вполне вероятно, что на какое-нибудь важное для российских авиастроителей заявление сделает Владимир Путин, который посетит МАКС 21 августа. Неожиданностей можно ждать также и от китайской делегации – она будет состоять из рекордных 500 человек.

Доход от МАКСа для авиапроизводителей и перевозчиков исчисляется не только суммами контрактов. Многие используют авиасалон для налаживания неофициальных связей, переговоров, для того, чтобы посмотреть на достижения конкурентов. Именно поэтому, несмотря на большую стоимость участия, на МАКСе выставляется все большее количество экспонатов.

< Назад в рубрику