Россия
22:44, 22 августа 2007

Не сходится Росстат и Центризбирком не смогли подсчитать российских избирателей

Росстат и Центризбирком, два ведомства, в обязанности которых входит определение точного количества избирателей в стране, никак не могут достичь консенсуса в этом вопросе и как ни считают, все у них получаются разные цифры, причем разброс в результатах достигает миллионных значений. И считают-то не семечки в кульке, не сигаретные пачки, а людей, потенциальных избирателей.

Суть дела состоит вот в чем. По данным ЦИК, на 1 июля 2007 года в России зарегистрировано 107,2 миллиона избирателей, что на 318 тысяч больше, чем было в начале года. Такую цифру распространила пресс-служба комиссии. Между тем, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), с начала 2007 года численность населения страны не выросла, а наоборот, уменьшилась почти на 190 тысяч человек.

В причинах такого противоречия попыталась разобраться газета "Ведомости" в номере от 1 августа, но только окончательно запуталась. Обнаружилось, что на протяжении избирательного цикла - от выборов 2003 года до выборов 2007 года - электорат сократился, но несопоставимо меньше, чем население страны. Четыре года назад в думских выборах, согласно итоговому протоколу ЦИКа, имело право участвовать 108,9 миллиона избирателей, то есть на 1,7 миллиона человек больше, чем сейчас. А убыль населения за этот же период, по данным Росстата, составила почти три миллиона человек, причем, собственно, доля избирателей, то есть граждан старше 18 лет, сократилась - в этом месте издание привело просто ошеломляющую цифру - на 19 миллионов человек (со 111 миллионов дошло до 91,9). То есть, получилось, что "циковских" избирателей на 15 миллионов больше, чем "росстатовских".

Однако чудеса статистики этим не исчерпались. В номере от 22 августа издание рассказало о письме за подписью руководителя Росстата Владимира Соколина, полученном редакцией. В нем приводятся совсем другие цифры - оказывается, все наоборот, по данным службы численность избирателей не сократилась, а выросла со 113,8 миллионов в 2004 году до 115,2 миллионов в 2007 году. То есть, выходит, что "росстатовских" избирателей на восемь миллионов больше, чем "циковских". Что, несмотря на диаметрально противоположный итог вычислений, шизофренической сути дела не меняет.

Куда делись эти восемь миллионов, попытался объяснить изданию глава ЦИК Владимир Чуров, но как-то неубедительно. По его словам, в списки избирателей не попадают те, кто поражен в избирательных правах — осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы или неграждане, постоянно проживающие на территории страны. Однако по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на июнь 2007 года в местах лишения свободы находится всего 889 тысяч 598 человек. А по итогам переписи населения 2002 года в России насчитали миллион с небольшим иностранных граждан и вряд ли их количество с тех пор качественно изменилось в большую сторону.

Масштаб расхождений ЦИКа и Росстата таков, что объяснить его махинациями местных администраций, поставляющих в Центризбирком сведения о избирателях, либо неточностями методов учета, применяемых статистической службой, либо тем, что "по-разному считают", не представляется возможным. Всех этих миллионов то ли "мертвых душ", то ли "двойников" даже для такой иррациональной державы, как Россия, многовато.

Татьяна Щеглова

< Назад в рубрику