28 августа Тверской суд Москвы санкционировал заочный арест предпринимателя Михаила Гуцериева, владельца "Русснефти", "Русской содовой компании" и "Русского угля". Где сейчас находится Гуцериев, неизвестно, но следователи убедили суд, что бизнесмен покинул страну. Он был объявлен в международный розыск еще 6 августа.
О том, что следователи заинтересовались компаниями Михаила Гуцериева, стало известно в конце 2006 года. В отношении руководителей "дочек" "Русснефти" было возбуждено уголовное дело о сверхлимитной добыче нефти и уклонении от уплаты налогов. В январе 2007 года представители МВД провели обыски в центральном офисе "Русснефти".
В феврале Михаилу Гуцериеву как главе "Русснефти" было предъявлено обвинение по пункту "б" части второй статьи 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов с юридического лица в особо крупном размере"). В апреле МВД провело обыски в связанных с Гуцериевым банках, заподозрив сотрудников в уходе от уплаты НДС. В начале мая Следственный комитет дополнительно обвинил нефтяного миллиардера в незаконном предпринимательстве (ст. 171, часть вторая УК).
Одновременно обвинения по той же статье были предъявлены компаньонам Гуцериева - гендиректору ОАО "Ульяновскнефть" Виктору Курочкину, гендиректору "Нафта-Ульяновск" Игорю Еланскому и вице-президенту "Русснефти" Сергею Бахиру. Эти люди дали подписку о невыезде и до сих пор работают на своих местах. С Гуцериева тоже взяли подписку, хотя бизнесмен этот факт отрицал.
Налоговики параллельно начали атаку на основной актив Гуцериева, "Русснефть". В результате уже к концу июля предприниматель заявил, что из-за оказанного на него давления покидает бизнес, оставляя за собой только благотворительные проекты. Он обещал передать "Русснефть" новому собственнику. Спустя несколько дней Лефортовский суд арестовал все акции "Русснефти", а Гуцериев исчез.
Теперь, когда обвиняемый отсутствует, его жизнь регулируется в основном 108 статьей Уголовно-процессуального кодекса, которая называется "Заключение под стражу". Именно на заключение под стражу была изменена предыдущая мера пресечения. В МВД объясняют это просто - Гуцериев нарушил условия подписки о невыезде и надлежащем поведении.
23 августа стало известно о том, что у Гуцериева погиб сын, Чингисхан. Он попал в ДТП в Москве и через некоторое время умер от кровоизлияния в мозг. На прощание с сыном, которое состоялось в Голубой мечети в Баку, Михаилу Гуцериеву, как сообщала газета "Твой день", попасть не удалось. Причины не назывались, но, судя по всему, с 6 августа выезд в Баку мог стать поводом для задержания Гуцериева.
Тогда же, 23 августа, бизнесмен, по данным местного районного отделения внутренних дел, которые приводила газета "Коммерсант", посетил похороны сына в Северной Осетии. Таким образом, всего за пять дней до заочного ареста он находился на территории России, а его местоположение не было тайной.
Дело Гуцериева тянется уже не первый месяц. За это время аналитики успели обсудить и придумать самые разные причины его возбуждения. Все три основных версии основаны на конфликте Гуцериева с властью.
Во-первых, упоминаются политические амбиции предпринимателя. Эта версия не выдерживает критики - незадолго перед созданием "Русснефти" государство уже рассказало Гуцериеву, возглавлявшему тогда "Славнефть", о недопустимости смешивания бизнеса с политической волей и, в частности, помощью родственникам. Отставку Гуцериева из "Славнефти" связывали с тем, что бизнесмен поддерживал на президентских выборах в Ингушетии своего брата Хамзата Гуцериева, а не генерала ФСБ Мурата Зязикова.
Во-вторых, говорят, был некий конфликт с российским правительством, которому в феврале 2006 года очень не понравилось то, что "Русснефть" приобрела 49 процентов словацкой трубопроводной компании Transpetrol, принадлежавшие "ЮКОСу". Трудно себе представить, чтобы такая покупка после только что завершившейся распродажи активов "ЮКОСа" оставалась фатальной для "Русснефти".
Третья версия самая популярная. Якобы к главе "Русснефти" пришла крупная нефтяная госкомпания и предложила за главный актив Гуцериева миллиард долларов. Бизнесмен назвал предложение смехотворным и отказался. Эта версия интересна хотя бы тем, что есть как весомые аргументы за нее, так и против.
За - попытка ареста 100 процентов акций "Русснефти" и предъявление налоговых претензий на миллиарды рублей (жалоба на арест акций будет оспариваться в суде 5 сентября). Действительно, компанию, которая не сможет воспользоваться помощью инвесторов в обмен на акции, произвести допэмиссию и спокойно выплатить огромные налоги в итоге легче обанкротить и распродать по кусочкам. Такое, как мы знаем, в России случается.
Против - уже существующее предложение "Базового элемента" Олега Дерипаски, который готов выплатить за "Русснефть" не то 3, не то 6, не то 9 миллиардов долларов. Но уж точно больше одного. Компания Дерипаски не похожа на нефтяную госкомпанию. Кроме того, как считалось, Гуцериев ничего не имеет против кандидатуры Дерипаски как следующего собственника "Русснефти".
Представители самого "Базэла" утверждают, что, несмотря на все происходящее, намерены приобрести "Русснефть" и готовят (уже месяц) документы к подаче заявки в ФАС на приобретение контрольного пакета нефтяной компании.
То ли хотят, чтобы цена упала, то ли ждут третьего для сделки.