29 августа 2007 года заработает юбилейная венецианская "Мостра": фестивалю исполнилось 75 лет. Режиссерские имена в главном конкурсе - как на подбор громкие и звонкие, параллельная программа получилась не менее завлекательной, чем основная, а жюри подобралось самое что ни на есть синефильское (Катрин Брейя, Пол Верхувен, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Джейн Кемпион). Словом, честь и слава директору Марко Мюллеру, и жалко, что нас там нет.
Когда это в одном конкурсе участвовали титулованные англичане Кен Лоуч и Питер Гринуэй? Культовые Такаши Миике и Эндрю Доминик? Олимпийцы (не по возрасту, а по значению) Эрик Ромер и Никита Михалков? С ходу и не припомнить: наверное, никогда. Между тем, это только верхушка конкурсной программы. Там еще представлены относительно неудачливые с точки зрения количества премий, но от того не менее именитые Кеннет Брана и Брайан де Пальма, молодые и многообещающие Джо Райт, Винченцо Марра и Уэс Андерсон. Кроме них в конкурсе участвуют матерые голливудские сценаристы, переквалифицировавшиеся в режиссеров, - Пол Хаггис и Тони Гилрой, и бывший клипмейкер Тодд Хейнс.
Азиатское кино впервые за несколько лет на фестивале представлено сравнительно скромно. Кроме Такаши Миике, о чьем фильме "Sukiyaki Western Django" мы скажем чуть ниже, в конкурс попал Энг Ли, режиссер "Горбатой горы", получивший в Венеции за эту картину "Золотого льва, а в Лос-Анджелесе - премию "Оскар". В этом году он привез в Италию свой новый фильм "Lust, Caution" (пока нет российского прокатного перевода, его называют "Похоть, осторожность"), сделанный вместе с Родриго Прието, оператором "Горы". В этой военно-эротической драме он занял суперзвезд гонконгского кино Тони Люна и Мэгги Чун. В Америке картина уже получила "порнографический" рейтинг NC-17. Кроме него, на фестиваль придет молодой тайванец Ли Каншэн, известный по фильму "Не хочу спать одна", с драмой "Help me Eros" ("Эрос в помощь"). Материковый Китай представит Цзян Вэнь, в 2000 году поразивший Канны фильмом "Дьяволы на пороге".
Такаши Миике, автор очень черного и очень смешного "Счастья семьи Катакури" и расхватанного на римейки и цитаты "Одного пропущенного звонка", покажет на фестивале истерн (он же "суши-вестерн") "Sukiyaki Western Django", римейк фильма 1966 года "Джанго" Серджо Корбуччи. Круг замкнулся: ведь спагетти-вестерны доводятся племянниками японским самурайским драмам. Благодаря Миике, подоспела их вторая производная. Кстати, одна из внеконкурсных программ фестиваля посвящена как раз таки спагетти-вестернам, и ее главным хитом будет отреставрированный шедевр Серджо Леоне "За пригоршню долларов".
Собственно вестерн в Венеции тоже будет: это "Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом", снятое новозеландцем (!) Эндрю Домиником. Это его второй фильм после "Взгляда изнутри" ("Chopper", 2000), и в главной роли у него занят Брэд Питт.
Чуть ли не самый ожидаемый фильм фестиваля - это "I'm not There" ("Меня там нет") Тодда Хейнса, байопик о Бобе Дилане, которого по очереди играют Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Хит Леджер, Кристиан Бейл, Бен Уишо и темнокожий Маркус Карл Франклин.
Лицами Франции на "Мостре" оказались живой классик "новой волны" Эрик Ромер и - в духе времени - тунисец Абделатиф Кешиш. Ромер представит экранизацию пасторали XVII века "Любовь Астреи и Селадона", а Кешиш - фильм "Зерно и мул".
Никита Михалков покажет "12", римейк судебной драмы Сидни Люмета, которой в этом году исполняется ровно полвека. Никита Сергеевич почти тридцать лет назад снял чуть ли не лучший советский камерный фильм "Пять вечеров", и, хочется верить, что "12" окажется ему под стать. Венеция благоволит нашим режиссерам: сам Михалков получил здесь "Золотого льва" в 1991-м за "Ургу", Звягинцев в 2003-м - за "Возвращение". Чем черт не шутит, а вдруг опять повезет?
Спецпризы и спецпрограммы фестиваля - это особый праздник. Почетные "Львы" достанутся Бернардо Бертолуччи и Тиму Бертону. Внеконкурсный проект "Venezia Maestri" оказался вне конкуренции во всех смыслах. В его рамках покажут "Kantoku banzai!" ("Да здравствует режиссер!") Такеши Китано, "La Fille coupee en deux" ("Разрезанная пополам девушка") Клода Шаброля, "Cristovao Colombo - O enigma" ("Христофор Колумб") 99-летнего Мануэля Оливейры, "Cassandra's Dream" ("Сон Кассандры") Вуди Аллена.
Программа 64-го Венецианского фестиваля пестрит режиссерскими именами. Именно они, а не актеры, являются главной приманкой. А это значит, что кино живет нормальной жизнью. Банзай!
Семен Котовник