Представьте себе: вы опаздываете на работу несколько дней подряд. Вы страдаете от нехватки сна, у вас болят глаза, начальство вами, разумеется, недовольно, так как ни одному шефу не нравятся плюшевые подчиненные, слабо соображающие, на каком они свете. Или, если вы еще учитесь, вас вызывают к декану, пристально смотрят вам в глаза и долго рассуждают о правилах поведения в ВУЗе, о недопустимости опозданий и прогулов, а также о кирзовых сапогах и тяготах с лишениями. Представили? Если все-таки да, то теперь вы приблизительно знаете, что произойдет с вами в первые дни после покупки Bioshock, новой игры от студии 2K.
На первый взгляд, Bioshock представляет собой обычный шутер от первого лица со всевозможными элементами других жанров. Казалось бы, многое из того, что демонстрирует Bioshock, искушенные игроки уже видели, причем не один раз. Но что-то при этом не позволяет оторваться от монитора ни на минуту до того момента, пока не увидишь финальный ролик. Или хотя бы пока организм не потребует сна.
Сперва немного о сюжете, который в Bioshock играет далеко не последнюю роль. Итак, действие происходит в далеком 1960 году. Франция испытала свою первую ядерную бомбу, столицей Бразилии стал город Бразилиа, СССР стал обладателем кубка Европы по футболу, Джон Кеннеди отправился в Белый дом, собаки Белка и Стрелка - в космос. А герой Bioshock попадает в авиакатастрофу над Атлантическим океаном, выживает и, выплыв на поверхность, обнаруживает маяк, который на самом деле оказывается входом в огромный подводный город под названием Rapture, "Восторг".
Этот самый "Восторг" оказывается обычным американским городом середины прошлого века, с той лишь разницей, что он расположен полностью под водой. Создатель города, не совсем вменяемый Эндрю Райан, решил построить Rapture, не будучи в силах терпеть ни СССР, ни США, ни даже Ватикан. Мол, в Rapture каждый человек сам себе хозяин, и ученым не придется становиться жертвами общечеловеческой морали, ну и так далее.
Вскоре игроку становится ясно, что некогда рай под землей превратился в самый настоящий ад: ученые зашли слишком далеко в попытках создать сверхчеловека, что-то пошло очень не так, и Rapture оказался населен генетически модифицированными психопатами, огромными человекоподобными монстрами и маленькими девочками с лицами Франкенштейна. В общем, восторг, полная свобода и независимость.
Тут, собственно, и начинается сама игра: вот первый гаечный ключ, вот первый враг, которому надо дать по голове этим самым инструментом, вот первые свидетельства того, что в Rapture было восстание и что все гораздо хуже, чем казалось после прочтения предыдущего абзаца. Цель нашего "визита" в подводный город тоже, вроде, очевидна: победить местное зло, выяснить, зачем все так плохо и, по возможности, выбраться из этого города живым.
В самом начале игры кажется, что Bioshock - очередной ужастик наподобие Condemned 2005 года: жутко выглядящие (в хорошем смысле этого слова) "люди", от которых надо отмахиваться пресловутым гаечным ключом. Огнестрельное оружие, патроны для которого поначалу выдаются из расчета "три человека на пулю". Однако вскоре игроку предстоит первое перевоплощение, первая генетическая модификация - герой находит странного вида шприц и зачем-то втыкает его себе в руку.
В шприце оказывается "плазмид" - своего рода "умение", которое позволяет игроку истреблять многочисленных врагов с помощью мощного электрического разряда. И тут-то и начинается самое веселое: уничтожение противников становится гораздо разнообразнее, чем банальная стрельба или размахивание гаечным ключом, - способов сделать Rapture менее обитаемым городом становится в разы больше.
Самый первый "плазмид" используется как для того, чтобы вывести из строя врагов или убить сразу несколько человек одним разрядом в воду, так и для того, чтобы открывать некоторые двери. Позже игрок найдет еще десятки таких "плазмидов". Один, например, позволит ловить гранаты и посылать их в направлении того, кто в игрока ее решил бросить. Бум! Другой позволяет испепелить противников за считанные секунды, а также открывать замерзшие двери. Самый, пожалуй, красиво реализованный "плазмид" - это заморозка врага. Это, что называется, полный Rapture, когда из руки героя вырываются несколько ледяных колючек, а враги превращаются в очень хрупкие замороженные полуфабрикаты. Берешь гаечный ключ, подходишь к супостату и, как в рекламе какой-то еды, "раз - и готово". В общем, простор для разрушительной деятельности - огромный.
Не стоит думать, что морозить, испепелять и бить током врагов можно бесконечно. На все нечеловеческие способности игрока тратится особый ресурс под названием Eve ("Ева"). Всего с собой игрок может таскать до 9 емкостей с этой самой "Евой", каждой из которых хватает на три-пять "выстрелов". Так что приходится экономить.
Кроме "плазмидов" есть и "тоники". Это тоже своего рода "апгрейды", которые действуют постоянно и не расходуют никаких ресурсов. "Тоников" в игре более полусотни, и каждый из них улучшает определенную характеристику персонажа: от одного герой бегает быстрее, от другого - теряет здоровье медленнее, и так далее. Кстати, герой никогда "по-настоящему" не умирает. Но об этом ниже.
Само оружие (пистолет, дробовик, гранатомет, фотоаппарат и так далее) тоже меняется по ходу игры. Его можно модернизировать на специальных станциях, а также заряжать стволы тремя видами патронов, отличающимися, в зависимости от типа оружия: например, если автомат может стрелять патронами обычными, пробивающими броню или рассчитанными на поражение небронированных врагов, то дробовик может поджигать врагов или поражать их электрошоком. Тут, сами видите, тоже простор немаленький.
Все типы противников (их около десяти, не считая оборудованных гранатометами автоматизированных станций и летающих пылесосов с пулеметами) очень хорошо прорисованы, отличаются разнообразием и вызывают большое желание поскорее от них избавиться. Есть как обычные "психи", наделенные сверхспособностями, наподобие лазанья по стенам, или временной невидимости, так и ребята посерьезнее - огромные существа, известные как Big Daddy, самые опасные, не считая "боссов", враги в игре. Эти "большие папочки" охраняют маленьких девочек, вернее, страшных монстров в обличии детей. Девочки хранят важный ресурс под названием ADAM ("Адам", используется для модернизации и покупки "плазмидов"). Очевидно, что игроку придется добывать этот ресурс для того, чтобы выжить.
Когда "папочка" погибает под градом пуль, игрок может либо убить девчонку и получить за это 160 единиц ресурса, либо "спасти" ее (погладив по голове, тем самым каким-то образом превратив монстра в обычного ребенка), оставшись лишь с 80 единицами.
Кстати, этот игровой аспект в свое время вызвал бурю негодования со стороны всевозможных организаций по надзору за играми. Однако скандал вроде как замяли.
Можно еще долго рассказывать о всех возможностях, которые предоставляет игроку Bioshock: и увлекательные взломы сейфов, камер наблюдения, автоматов по продаже оружия и охранных турелей, и о возможности научных исследований, и о многом-многом другом, что ожидает игрока в Bioshock. Но не будем. Иначе шансы на то, что кто-то осилит эту статью до конца, сведутся к нулю.
Bioshock хорош не одними только колючками из рук и дробовиком с функцией поджигания врагов. Игра, помимо этих прелестей, отличается хорошей стилизацией под шестидесятые, тщательно проработанным сюжетом, ну и, напоследок, очень хорошей графикой и озвучкой. Впрочем, по порядку.
Как уже говорилось выше, действие происходит в шестидесятых. И все, абсолютно все вокруг в Bioshock напоминает эдакую попытку снять фантастическое кино в середине прошлого века. Описывать это все решительно бесполезно: Bioshock надо видеть.
Похвалить Bioshock можно не только за стиль, но и за техническую реализацию, так как с точки зрения графики Bioshock если и не самый красивый шутер от первого лица, то по крайней мере делает весьма весомую заявку на это почетное звание. Взрывы, электрические разряды, брызги крови, дырки в стенах и пулевые отверстия в телах врагов выглядят на твердую "пятерку". Кое-где, правда, встречаются невыразительные текстуры. Но их еще поискать надо.
Что касается качества озвучки персонажей, то по этому показателю Bioshock может уступить разве что другой игре от 2K, Darkness, выпущенной пару месяцев назад. Персонажи очень убедительно разговаривают, кричат в порыве отчаяния и издают чудесные предсмертные хрипы.
Как ни парадоксально, но с озвучкой связан и самый главный недостаток игры, который изрядно испортит впечатление от Bioshock игрокам, не владеющим английским языком. Дело в том, что большинство радиопереговоров и аудиодневников записаны с эффектом "старины", то есть, напоминают записи трансляций времен шестидесятых. Это, конечно, добавляет атмосферности игре, однако даже при неплохом знании английского чуть ли не в большинстве случаев понять, о чем именно идет речь, получается с трудом. Субтитры, которые в Bioshock, слава богу, есть, не спасают, так как сделаны они из рук вон плохо: текст отдельно, звук - отдельно.
Еще один недостаток Bioshock касается только консольной версии игры, выпущенной на приставке Xbox 360. Разработчики зачем-то убрали возможность изменения раскладки управления (хотя в демо-версии она была). Понятно, что привыкнуть к выбранной 2K раскладке можно, но лишать игроков выбора - не самое верное решение.
Спорной кажется идея с бессмертным персонажем. Да, когда у героя заканчивается здоровье, игрокам не приходится смотреть на надпись "Loading" - персонаж всего лишь "возрождается" в одной из "Камер жизни", щедро разбросанных по всем уровням Bioshock. Этот ход делает игру менее напряженной, но при этом слишком легкой. Вместо того, чтобы тратить драгоценные аптечки или деньги на лечение, можно просто "погибнуть", потом добежать до места схватки и добить оставшихся врагов.
Ну и последняя капля дегтя касается некоторой нестабильности игры, которая при загрузке очередного уровня намертво "висла" раза три. Но это можно списать на качество доставшегося нам диска; судя по отзывам в Сети, никто с такими проблемами больше не сталкивался.
Даже с учетом этих недостатков, из Bioshock получился отличный шутер, в который действительно интересно играть. Причем играть долго: несмотря на то, что возможности сразиться с живыми соперниками по сети в игре нет как таковой, однопользовательский режим расчитан часов на двадцать игры, и не факт, что у вас не возникнет желания пройти Bioshock еще разок-другой. Только перед покупкой жестяной коробки с надписью Bioshock спланируйте график заранее: возьмите отгул дня на три, а то еще уволят/отчислят/оштрафуют. И не говорите потом, что мы не предупреждали.