Ликбез в финансовой сфере подбирается к российским школьникам. Их учебная программа может пополниться еще одним предметом с условным названием "Основы прикладной экономики". В рамках этого курса российским школьникам расскажут о том, как брать кредиты, и объяснят, что деньги банкам возвращать надо. Однако кто, как и когда это будет делать - неизвестно.
На круглом столе, посвященном финансовому ликбезу в средней школе, который проводила Ассоциация российских банков, ответы на эти вопросы так и не появились. Не знают ответа и сами инициаторы круглого стола, которые пока лишь готовятся обсудить свои планы более детально на пока еще не созданном коалиционном совете, куда войдут представители Минфина, депутаты, представители финансового сообщества, специалисты в области образования. Всем вместе им предстоит разработать законопроект о финансовом образовании российских школьников. Совет, возможно, соберется уже в сентябре.
Из-за того что организатором обсуждения выступило профессиональное банковское сообщество, речь в основном шла о ликбезе россиян в сфере банковских продуктов. Партнер Ассоциации российских банков - компания "ИМА-консалтинг" - представила данные опроса 200 московских школьников старших классов по теме "финансовая грамотность". Выяснилось, что только 10 процентов школьников "хорошо" или "очень хорошо" информированы о банковских услугах. При этом с тезисом "Я хорошо ориентируюсь в банковских услугах" согласны лишь 16,7 процента школьников, тогда как 74,6 процента - не согласны.
Нехватку финансовых знаний московские школьники компенсируют тягой к ним, которую исследователи обнаружили у 85 процентов респондентов. Больше всего школьники знают о том, что из себя представляет кредитная карта, меньше всего знают они о паевых фондах, немногим более про самую интересную для школьников услугу - образовательный кредит. Каковы были бы результаты опроса в целом по России и, к примеру, в селах - неизвестно.
Как считает большинство участников круглого стола, чтобы восполнить этот пробел, в школах надо вводить курсы по финансовому ликбезу, и не обязательно в старших классах. Так, президент Ассоциации региональных банков "Россия" и запмред комитета Госдумы по кредитным организациям Анатолий Аксаков рассказал, что сейчас повышением финансовой грамотности россиян занимается целый сонм энтузиастов от образования.
К примеру, сотрудник пресс-службы Новосибирского муниципального банка написал детскую сказку, признанную одной из премий банковского сообщества лучшим PR-проектом 2006 года. Два героя PR-сказки с жутковатыми именами Муницыплёнок и Банковёнок знакомят читателей с банками и их продуктами.
Есть и другие попытки доносить знания о современном экономическом устройстве до школьников. Все они схожи своей бессистемностью.
Чтобы добавить системности в образование, участники конференции предлагают ввести в школах дополнительный предмет, в рамках которого будут преподавать "прикладную экономику". При этом зампред комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова заявила, что выступает за введение этого предмета в обязательном порядке, отметив, что чем раньше будет начинаться преподавание этого предмета в школе, тем лучше. Стоит отметить, что три четверти российских школьников предпочитают постигать этот предмет на факультативных занятиях.
Обязательным будет этот предмет или факультативным - пока неизвестно. Неизвестно и то, кто будет его преподавать. Школьные учителя в большинстве своем сами толком не знают о финансовых услугах. Где брать преподавателей соответствующей квалификации, тоже вопрос не простой - педвузы сейчас не готовят по такой специальности. Кроме того, в России отсутствуют специальные учебники, которые в доступной форме объясняли бы школьникам основы финансово-прикладных знаний, а самым интересным учебником по этой теме является детская книжка "Незнайка на Луне".
Предложить на обсуждение россиянам этот вопрос также не просто. Депутат Аксаков посетовал на то, что не получил поддержки от рупора правительственного курса - телеканала "России". Все попытки предложить ГТРК образовательную телепрограмму, в которой бы рассказывалось об основах финансовых отношений, столкнулись с "категорическим нет" менеджеров компании. В качестве утешения финансовый ликбез на ТВ, возможно, достанется телезрителям в регионах России. Зато заинтересованные ведомства могут создать интернет-портал для россиян по всем вопросам, связанным с самообразованием в области личных финансов.
Непонятно то, как предполагается преподавать школьникам более сложные вещи, к примеру, основы игры на фондовых рынках, если это вообще планируется делать. Возможно, в школе россияне будут получать "базовое финансовое" образование, а потом продолжат учиться: взрослых банковское сообщество в тандеме с государством не оставит без знаний. Для них предлагают вводить на базе российских вузов специальные образовательные программы, которые частично профинансирует государство.
Сейчас Минфин готовит программу по повышению финансовой грамотности всех россиян, на которую, по данным российских СМИ, будет выделено 100 миллионов долларов. Считается, что дополнительные 200-300 миллионов долларов частных инвестиций в финансовое образование россиян обеспечат именно банки. Затраты на ликбез школьников пока никто не считал, но, видимо, маленькими деньгами "системно" эту проблему не решить.