Мир
00:16, 5 сентября 2007

Превентивный коллапс Лондонский транспорт парализован из-за забастовки в метро

В понедельник, 3 сентября, в 18:00 по местному времени в лондонском метрополитене началась 72-часовая забастовка. Встали 10 из 12 линий подземки, которые обслуживает компания Metronet, в июле перешедшая под внешнее управление. Работники метрополитена, члены профсоюза транспортников RMT, бастуют, добиваясь от мэрии и управляющих Metronet твердых гарантий сохранения рабочих мест и размеров пенсий. В результате этой превентивной меры (никого еще не уволили) утром 4 сентября транспортная система столицы Великобритании пережила настоящий коллапс.

Сотни тысяч жителей Лондона и пригородов добирались до своих рабочих мест по 5-7 часов. Власти столицы пустили несколько дополнительных автобусных маршрутов, однако для того, чтобы поместиться в салон, приходилось пропускать три-четыре автобуса.

Возле открытых станций подземки образовались огромные очереди. Кое-где пришлось задействовать дополнительные силы полиции: толпа становилась неуправляемой.

По плану RMT забастовка должна продлиться до десяти часов вечера четверга, 6 сентября. В метрополитене говорят, что деятельность всех служб в нормальном режиме удастся восстановить не раньше утра пятницы.

Мэр Лондона Кен Ливингстон назвал действия профсоюза "совершенно неприемлемыми", а премьер-министр Гордон Браун заявил, что забастовка "не имеет оправдания". Тем не менее, представители города и профсоюза встретились днем во вторник, чтобы обсудить условия прекращения стачки. Итоги этой встречи пока не подведены, но профсоюзы грозятся провести еще одну забастовку.

Среди комментариев, оставленных лондонцами и жителями пригородов на сайте BBC News, преобладает осуждение действий профсоюза-забастовщика. Комментаторы считают неоправданным, что столько людей страдает из-за какого-то "отсутствия гарантий". Многие уверены, что в результате акции RMT ничего не добьется, а только потеряет деньги.

Как это вышло

Попытаемся кратко описать обстоятельства, приведшие к столь удручающим последствиям.

Все началось почти 10 лет назад, в 1998 году, когда британское правительство, с подачи министра финансов (ныне премьер-министра) Гордона Брауна, анонсировало программу партнерства государственного и частного секторов - Public-Private Partnership (PPP). По этой программе управляющая метрополитеном компания London Underground (часть государственного транспортного учреждения Transport for London) в апреле 2003 года заключила долгосрочный (на 30 лет) контракт с фирмой Metronet Rail.

По условиям контракта, Metronet отвечала за ремонт и обслуживание поездов, станций, тоннелей, мостов и путей на двух третях протяженности старейшего в мире метрополитена. Оставшуюся треть должна была ремонтировать и обслуживать компания Tube Lines Ltd., также на условиях PPP.

Заметим в скобках, что мэр Лондона Кен Ливингстон был изначально против участия частных компаний в ремонте столичной подземки. Ливингстон даже попытался отстоять в суде право London Underground самой проводить реконструкцию метрополитена, однако его инициатива успехом не увенчалась.

У Tube Lines Ltd. дела пошли (и по сей день идут) весьма неплохо. Открытые в эти дни станции трех линий лондонского метро обслуживаются как раз этой компанией. А вот Metronet со своей работой не справлялась. В середине июля из-за того, что компания не завершила ремонт в срок, на одной из линий не работали несколько платформ.

Metronet объясняла свои неудачи тем, что ремонтировать пришлось больше, чем предполагалось, и компании не хватило средств. Разрешение на выделение дополнительного государственного финансирования в размере 551 миллиона фунтов запросили у независимого куратора программы PPP Криса Болта (Chris Bolt). Болт дал почти в пять раз меньше, чем и забил последний гвоздь в гроб Metronet. Компания с миллионными долгами была отдана во внешнее управление фирме Ernst & Young (E&Y).

Вот тогда профсоюзы и забили тревогу. Работники лондонской подземки состоят в трех профсоюзных организациях: Rail, Maritime and Transport (RMT), Transport Salaried Staffs' Association (TSSA) и Unite. RMT - самая многочисленная из них, и, как выяснилось впоследствии, самая несговорчивая. Но не будем забегать вперед.

В 20-х числах августа представители всех трех организаций собрались и абсолютным большинством голосов поддержали идею забастовки в метрополитене. Цель акции - получение гарантий от внешних управляющих и властей, что в связи с банкротством Metronet никто из работников не будет уволен или переведен на другое место, а размеры пенсий останутся прежними. Представитель RMT заявил, что люди, обеспечивающие работу подземки, не должны нести ответственности за крах программы PPP.

Первой на решение профсоюза отреагировала мэрия Лондона. Городские власти согласились компенсировать уменьшение пенсий работников Metronet и заверили, что никаких сокращений не предвидится. В то же время мэрия резко осудила забастовку, упирая на то, что никаких увольнений до сих пор не проводилось, а остановка метро в качестве превентивной меры - это слишком уж круто.

TSSA и Unite вняли увещеваниям властей и оказались от участия в акции. TSSA, впрочем, пригрозил, что, в случае непредставления гарантий, примет участие в следующей стачке, запланированной на 10 сентября. Самый несговорчивый и многочисленный профсоюз RMT объявил обещания мэрии голословными и с 18 часов понедельника начал забастовку. Как говорится, остальное вы знаете.

Как это возможно

Профсоюзное движение в Великобритании - одно из старейших и сильнейших в мире. Согласно биллю о свободах профсоюзов (трейд-юнионов), право на забастовки - одно из основных прав членов профсоюзных организаций. Билль, обновленный в январе 2007 года, разрешает работникам бастовать от 8 до 12 недель без угрозы быть уволенными. Нанимателям также запрещается вычитать из зарплаты работников суммы большие, чем плата за время, потраченное на забастовку.

Забастовки, таким образом - привычная для британцев практика и один из самых часто используемых способов воздействия работников на работодателей. Последняя громкая акция такого рода - общенациональная забастовка почтальонов, проведенная в конце июля-начале августа.

Работники Королевской почты Великобритании (Royal Mail) протестовали против планов по закрытию в течение двух ближайших лет 2500 почтовых отделений в связи с модернизацией почтовых технологий. Это могло привести к увольнению около 40 тысяч человек. К 10 августа работники и работодатели договорились о проведении консультаций, и почтальоны отменили дальнейшие акции. Однако к началу сентября менеджмент Королевской почты не смог сойтись с профсоюзом относительно сохранения рабочих мест. Теперь почтальоны готовятся бастовать снова.

От защищенных британскими законами акций страдают прежде всего британцы, не имеющие отношения к бастующим отраслям. Не доставляется почта, стоит транспорт. Борьба с власть имущими работодателями за права работников оборачивается ущемлением прав таких же работников, только других отраслей. И можно долго размышлять о возможности компромисса.

Елена Кореневская

< Назад в рубрику