Четвертого сентября суд высшей инстанции швейцарского кантона Цюрих поставил точку в пятилетнем разбирательстве по делу о столкновении российского пассажирского самолета Ту-154 и грузового "Боинга" службы DHL, в результате которого погиб 71 человек. На скамье подсудимых находились восемь сотрудников диспетчерской компании Skyguide, однако ни один из них реального срока тюремного заключения не получил.
В ночь на 2 июля 2002 года в небе над Германией в районе Боденского озера столкнулись лайнер Ту-154 "Башкирских авиалиний", в котором российские дети летели на каникулы в Испанию, и транспортный Boeing-757. Самолеты находились в зоне ответственности швейцарской диспетчерской службы Skyguide, сотрудник которой Петер Нильсон вовремя не заметил опасного сближения лайнеров и дал ошибочную команду пилотам "Туполева" увеличить высоту, тогда как бортовая автоматическая система предупреждения о столкновении требовала от экипажа снижаться.
Следствие установило, что за 15 минут до катастрофы Нильсену пришлось одновременно контролировать полет 15 лайнеров и осуществить за это время 118 сеансов связи с бортами. Он был вынужден переходить от одного пульта к другому, поскольку его напарник ушел отдыхать, что было обычной практикой в Skyguide (кстати, на следствии руководство службы утверждало, что объем работы был в эту ночь не очень большим, хотя цифры говорят об обратном). Кроме того, в офисе велось переоборудование, поэтому некоторые системы центра были попросту отключены.
В частности, не работала звуковая система оповещения о возможном столкновении. Телефон также был отключен из-за сбоев в линии, в результате чего немецкие диспетчеры, увидевшие на экранах радаров опасное сближение самолетов в зоне ответственности швейцарских коллег, не смогли предупредить их об этом. Ни Петер Нильсон, ни его напарник не поинтересовались, что им нужно делать в случае возникновения нештатной ситуации в этих условиях, они даже не стали менять свой привычный график работы.
Кроме того, ни сами техники, ни руководители технических служб никаких дополнительных инструкций диспетчерам давать не стали, а благополучно ушли домой. В итоге следствие пришло к выводу, что причиной столкновения самолетов над Боденским озером стало "фатальное стечение ряда факторов - технических неисправностей и халатности сотрудников Skyguide". Также к катастрофе привели организационные недостатки в работе диспетчерской службы, связанные с отсутствием координации между различными подразделениями.
Директор контрольного центра воздушного движения компании в аэропорту Цюриха, начальники операционного управления и авиадиспетчерской службы, руководитель проектов Skyguide по региону Цюрих, эксперт по системному планированию при штабе компании, начальник вечерней смены, дежурный системный менеджер и авиадиспетчер - напарник Петера Нильсена обвинялись в халатности, приведшей к гибели людей, и в "создании угрозы для системы общественного транспорта". Прокуратура особо подчеркивала, что подсудимые обвинялись не в совершенных деяниях, а в бездействии и неисполнении своих служебных обязанностей.
Трех региональных руководителей Skyguide суд просили приговорить к 15 месяцам тюрьмы. Двоих служащим, которые отвечали за модернизацию оборудования, - к 18 и 12 месяцам заключения, а напарника Нильсена прокуратура требовала осудить на восемь месяцев. Самые небольшие сроки - по шесть месяцев тюрьмы - обвинение просило для начальника вечерней смены и дежурного системного менеджера, которые ушли домой в 11 часов вечера и не сказали диспетчерам о предстоящих работах в офисе.
Все эти сроки были условными, поскольку либеральное швейцарское законодательство не предусматривает реальное тюремное заключение по делам о непреднамеренных убийствах. Более того, суд оказался даже еще снисходительнее к обвиняемым сотрудникам Skyguide. Трое руководителей получили по 12 месяцев тюрьмы условно с испытательным сроком два года, еще одного, отвечавшего за проведение технических работ в навигационном центре Цюриха, обязали выплатить штраф в размере 13,5 тысяч швейцарских франков (11,2 тысячи долларов).
Все они были признаны виновными только по одному пункту обвинения - халатности. Суд учел, что сотрудники Skyguide ранее не привлекались к уголовной ответственности и у них не было непосредственных мотивов для совершения преступления. Еще трое техников и напарник Нильсона были вовсе оправданы. Таким образом, даже при попытке обжаловать приговор, максимум, что грозит теперь уже бывшим подсудимым, это увеличение условного срока на пару месяцев и сумм компенсаций пострадавшим (правда, по вопросу выплат должно пройти отдельное заседание).
Они также должны будут оплатить все судебные расходы в размере 25 тысяч швейцарских франков. Кроме того, суд часть вины возложил на пилотов российского Ту-154, которые, по мнению судей, должны были ориентироваться не на слова диспетчера, а на требования автоматической системы.
Кстати, судя по всему, осужденные сотрудники Skyguide даже не потеряют работу в диспетчерской службе. Хотя они и были отстранены от исполнения обязанностей на время следствия, член совета директоров Skyguide Фрэнсис Шуберт отметил, что "все эти сотрудники обладают необходимыми профессиональными навыками, и компания продолжает доверять им, как и всем членам команды".
Надо сказать, что адвокаты сотрудников Skyguide избрали удобную тактику, переложив всю ответственность за столкновение самолетов на Петера Нильсона. Свидетельствовать в свою защиту он не мог "по причине смерти" - в 2004 году он был убит россиянином Виталием Калоевым, который потерял в результате катастрофы двух детей и жену. Калоев единственный, кто так или иначе имел отношение к катастрофе самолетов, понес по закону реальное наказание. Причем либерализм швейцарского правосудия в его случае дал сбой - прокуратура опротестовала решение суда о досрочном освобождении Калоева и теперь вопрос о выходе россиянина на свободу повис в воздухе, поскольку высший Федеральный суд никак не рассмотрит жалобы стороны обвинения.
Обещание руководства компании Skyguide "сделать из этой катастрофы все надлежащие выводы, чтобы подобная трагедия не могла повториться", вряд ли удовлетворит родственников погибших - уж слишком очевидно, что за пусть и не преднамеренное, но массовое убийство наказание было слишком мягким. Как отмечают специалисты, первое и, скорее всего, единственное разбирательство по делу о столкновении самолетов над Боденским озером закончилось юридическим казусом. Хотя по прошествии более чем пяти лет с момента катастрофы на него обратят внимание не многие. Дело уже закрыто и его, очевидно, постараются побыстрее забыть.
Руслан Кадрматов