13 сентября газета The Financial Times вышла с сенсацией. Россия заняла в рейтинге устойчивости финансового и экологического развития, составленном Allianz Insurance и Dresdner Bank, шестое место. Ей удалось обойти США (17 место), Германию (9 место) и даже Великобританию с ее 7 местом.
Самое замечательное в 26-страничном документе то, что посвящен он вовсе не тому, о чем написала британская газета, а условиям для ведения бизнеса в Германии. Исследователи пытались сравнить их с рядом развитых и развивающихся государств, используя четыре субиндикатора: экономическая эффективность, рост экономики, доступность ресурсов и знаний, а также устойчивость финансового развития. Россия показала неожиданные результаты только в одном случае из четырех.
Всего в рейтинг попали 18 стран. В общем зачете победила благополучная Швеция. Второе место заняли Нидерланды. Третье - Великобритания. России досталось пятнадцатое - она обошла по качеству условий для бизнеса такие страны как Италия, Индия и Польша. Главный герой исследования, Германия, разделила восьмое место с США и чуть-чуть обогнала еврозону в целом.
По экономической эффективности Нидерланды обогнали Швецию, а на третьем месте оказалась Австрия. Немцы по-прежнему делят свое место с США, но уже не седьмое, а восьмое. Россия все так же занимает 15 место, но зато обгоняет Бразилию, Индию и Китай - то есть всех лидеров блока развивающихся стран (так называемый BRIC).
Рост экономики исследователям пришлось считать хитро. Если бы они взяли просто темпы роста ВВП, то первые строчки заняли бы сплошь развивающиеся страны. Задачу усложнили. Изучался рост промпроизводства, тенденции на рынке труда и рост экспорта. Но и тогда Индия заняла первое место, Польша - второе, а Китай - третье. Россия, которая гордится своим экономическим ростом, оказалась на девятом месте, а Германия на восьмом. Хуже всех дела с ростом экономики в Италии, а предпоследнее место в списке заняла Австрия.
Третий субиндикатор измеряет доступность капитала, труда и технологических знаний. Поэтому нет ничего удивительного, что первое место в соответствующем рейтинге заняла Канада, второе - Швеция, а третье - США. В России с этим все гораздо хуже, она занимает привычное 15 место, обойдя, впрочем, Бразилию, Польшу и Индию.
Четвертый же индикатор, отвечающий как раз за финансовую устойчивость, оказался самым непредсказуемым.
Оценка устойчивости развития России и 17 других стран производилась при помощи пяти параметров.
Во-первых, исследователей интересовал объем государственного долга. Здесь российской экономике повезло - одной из приоритетных задач правительства с 2000 года было уменьшение этого параметра. Этот вопрос был решен, хотя и довольно неаккуратно - функцию заимствований переложили на госкорпорации. Зато формально отношение госдолга России к ее ВВП - одно из самых низких в мире. И наилучшее в рейтинге.
Во-вторых, изучалась разница между объемом займов и объемом выдаваемых государством кредитов. Это позволяет уточнить первый параметр - будет ли задолженность расти или, напротив, уменьшаться. Благодаря все той же политике правительства Россия вновь заняла первое место.
В-третьих, одно из первых мест удалось получить и по третьему параметру - платежному балансу, профицит которого у России вошел в привычку. На полях стоит отметить, что здесь немецкие исследователи допустили методологическую небрежность. Российский экспорт действительно превышает импорт, но в основном за счет сырья. Кроме того, темпы роста объемов импорта намного выше темпов роста объемов экспорта, а это значит, что когда-то (в обозримой перспективе) они сравняются.
По двум остальным параметрам Россия заняла последние места рейтингов. Неудивительно - первый из них замеряет общее энергопотребление, а второй - объем выбросов углекислого газа, необходимый для производства единицы товара.
И хотя первое место осталось у ожидаемой Швеции, а второе у надежной Австрии, исследователи, как пишет The Financial Times, заявили, что финансовую и экологическую устойчивость в будущем лучше оценивать не вместе, а порознь. К этому их подталкивает и занявшая третье место Бразилия. Она обязана такими успехами своему развитому сельскохозяйственному и пристрастием к использованию биотоплива.
Забавно, но смысл в рейтинге устойчивости финансового развития все равно проглядывается. Например, США, где сейчас бушует ипотечный кризис, еще в 2006 году занимали шестнадцатое из 18 мест рейтинга. А Япония, борющаяся отрицательными темпами роста ВВП, заняла 14 место. Невысоко, до 13 места, поднялась и родина необъяснимого китайского экономического чуда.
За день до выхода немецкого исследования агентство Bloomberg опубликовало интересное наблюдение - инвесторы, которые в 1998 году во время дефолта забрали из России миллиарды долларов, теперь, спустя 9 лет, считают страну лучшим из развивающихся рынков и охотно дают в долг местным компаниям.
Во-первых, российские компании готовы платить большие проценты, а во-вторых, свыше 400 миллиардов долларов золотовалютных резервов Центробанка действуют на инвесторов лучше самого сильного успокоительного.
Что будет еще через девять лет - представить невозможно.