Россия
20:16, 14 сентября 2007

Премьера Зубкова Дума утвердила нового главу правительства России

Анна Вражина
Александр Поливанов

В том, что Дума в пятницу 14 сентября утвердит Виктора Зубкова председателем правительства России, никто не сомневался. Поэтому интереснее было не само голосование, а речь кандидата в премьеры. По тому, как он будет выступать, можно будет сделать выводы о том, каким он будет премьером - "техническим" или "политическим", говорили наблюдатели. Заявление Зубкова о том, что он не исключает своего участия в президентских выборах, сделанное им в четверг, делало это действо еще более интригующим.

Так говорил Зубков

Если кто и ожидал, что Виктор Зубков проявит самостоятельность и скажет что-то неожиданное, смелое, что-то такое, чего ожидают от будущего лидера нации, то его постигло жестокое разочарование.

Выяснилось, что Зубков из рук вон плохо выступает на публике. Произнося речь перед законодателями, он ни на секунду не оторвал глаз от бумажки. Знаков препинания Зубков не замечал, речь его была монотонна, слово "проект" произносил не через "э", а через "е". Когда кандидат в премьеры отвечал на вопросы депутатов, было особенно заметно, что он на парламентской трибуне чувствовал себя не в своей тарелке. Он говорил, что многое уже сделано, но предстоит сделать еще больше, что надо сохранять стабильность и что растет благосостояние трудящихся граждан России, и оно должно расти дальше.

В речи Зубкова невозможно найти ни одного тезиса, который не был бы ранее озвучен Владимиром Путиным. Собственно, кандидат в премьеры и сам признался, что приоритетами его правительства будет то, что указывал в качестве приоритетов президент в посланиях Федеральному собранию: обеспечение стабильности экономического роста, придание российской экономике инновационного характера, формирование "институтов развития", реализация системообразующих проектов в энергетике, инфраструктуре, жилищно-коммуниальном хозяйстве, подъем оборонно-промышленного комплекса.

Почти словами Путина Зубков заявил: экономический рост нужен России не сам по себе, а как гарантия роста благосостояния ее граждан. Он говорил о создании новых рабочих мест, росте зарплат и пенсий и укреплении социальной защиты населения, хвалил национальные проекты (особенно "Образование" и "Здоровье") и демографическую политику.

Много времени Зубков уделил сельскому хозяйству, и его можно понять: с 1967 по до 1985 году он работал на селе, руководил совхозами в Ленинградской области, а во второй половине 80-х возглавлял аграрный отдел ленинградского областного комитета КПСС. В этой сфере генеральная идея нового премьера: россиян надо обеспечить отечественным продовольствием, и для этого государство должно поддерживать сельхозпроизводителей.

Когда Зубков заговорил о внешней политике, возникла было надежда, что хоть тут кандидат в премьеры ввернет какое-нибудь энергичное выражение, припечатает кого-то из многочисленных недоброжелателей России. Но нет. Зубков сказал, конечно, что на мировой арене жесткая конкуренция и надо постоянно бороться за свое место под солнцем, но никаких откровений от него не дождались.

Короче говоря, если Зубков и правда Преемник, то ему для начала следует получить санкцию на более энергичные и содержательные выступления, а также нанять парочку хороших имиджмейкеров.

Точно так же, но по-другому

В своем выступлении на заседании Госдумы Виктор Зубков много рассуждал о том, как он видит российскую экономику и какие меры необходимо предпринять для того, чтобы всячески ее улучшить. Сначала показалось, что позиция Зубкова ничем не отличается от позиции его предшественников – бывший глава Росфинмониторинга упомянул и необходимость снижения инфляции, и макроэкономическую стабильность, и повышение конкурентоспособности российских товаров.

Однако, несмотря на преемственность своего экономического курса, Виктор Зубков раскритиковал профильные министерства. Он заявил, что Минфин и Минэкономразвития неэффективно взаимодействуют друг с другом. Особенно ему не понравилось, как ведомства работают в регионах. «Эти ведомства должны разработать четкую, согласованную с территориями программу и создавать инфраструктуру - строить дороги, железные дороги, аэропорты, морские, речные порты и тем самым вдохнуть жизнь в ряд регионов», - рассказал он.

Такие слова дают повод думать, что ни глава Минфина Алексей Кудрин, ни министр экономического развития и торговли Герман Греф не сохранят свои посты в новом правительстве. В последние годы их отставки добивались популистские политические силы – например, фракция «Родина», которая была недовольна тем, что Стабфонд лежит «мертвым грузом» и на экономику страны не работает. Летом 2006 года слухи об отставке Грефа ходили особенно долго. Развеять их удалось только Фрадкову, на заседании правительства сказавшему, что Минэкономразвития находится на правильном пути.

На международном уровне авторитет обоих министров достаточно велик – стоит только вспомнить, что в 2006 году Кудрин был удостоен звания лучшего министра финансов среди всех развивающихся стран Европы. Во многом именно его заслуга в той самой макроэкономической стабильности, о которой говорил Зубков: в 2006 году Россия выплатила более 21 миллиарда долларов долга Парижскому клубу кредиторов и накопила многомиллиардный Стабфонд.

Еще одним косвенным доказательством скорой отставки Грефа и Кудрина могут служить слова Виктора Зубкова о том, что он намерен контролировать работу Минфина и МЭРТа. С другой стороны, критиковать нечуждые ему ведомства Грефа и Кудрина Зубков не стал. Впрочем, это выглядело бы странно – еще несколько дней назад от возглавлял Федеральную службу по финансовому мониторингу именно при министерстве финансов. Под непосредственным руководством Кудрина Зубков работал с 2001 года, когда стал заместителем министра финансов России.

В своем выступлении в Госдуме Зубков упомянул несколько проблем российской экономики, о которых в правительстве Фрадкова если и не забыли, то, по крайней мере, предпочитали не говорить. В первую очередь – о коррупции. Виктор Зубков говорил о ней довольно долго и обстоятельно, не ограничившись формальными высказываниями о том, что с ней надо бороться. Премьер предложил организовать специальную структуру по борьбе со взяточничеством и сравнил ее с Национальным антитеррористическим комитетом.

Еще одно новшество по сравнению с программой бывшего правительства – снижение налогов. Зубков заявил, что необходимо искать средства для снижения налогового бремени. Одно такое средство уже давно обсуждается в правительстве – снижение НДС с 18 до 13 процентов или замена этого налога на налог с продаж. Против такой меры выступили именно профильные министерства – Минфин и МЭРТ. И Кудрин, и Греф полагали, что чрезмерное уменьшение налогов вызовет бюджетный дефицит, разгонит инфляцию, чрезмерно укрепит рубль, и в конце концов правительство вынуждено будет забирать для необходимых расходов средства из Стабфонда.

Виктор Зубков, видимо, считает иначе, и его тоже можно понять – несмотря на впечатляющие темпы роста ВВП, до удвоения этого показателя за 10 лет, как того требовал Владимир Путин в начале своего президентского срока, еще далеко. Снижение налогового бремени позволило бы предпринимателям больше средств вкладывать в производство, наращивать его объемы и, в конечном итоге, все равно платить больше налогов – просто потому, что увеличиваются объемы. Тогда никаких средств из Стабфонда брать будет не нужно.

Кадры решают все

Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Фото с сайта g8russia.ru
Lenta.ru

Виктор Зубков достаточно ясно дал понять, каково его отношение к предыдущему правительству. По его мнению, административная реформа не дала желаемых результатов, и работа властных структур недостаточно динамична. Особенно крепко от него досталось социальному блоку - Министерству здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, Министерству образования и науки Андрея Фурсенко и Министерству культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Уже обещано, что "костяк правительства" продолжит работу при новом премьере, но перечисленные министры, судя по всему, к этому костяку не относятся.

От Зубкова ожидают изменения самой структуры правительства, прежде всего - разделения Минздравсоцразвития на два ведомства. Выступая перед депутатами, сам Зубков ограничился лишь самым общими фразами на эту тему: дескать, примем структурные и кадровые решения.

Кроме того, Зубков недоволен работой Министерства регионального развития Владимира Яковлева и его взаимодействием с Министерством экономического развития и торговли Германа Грефа. Кстати, слухи о расчленении ведомства Грефа тоже ходили давно. Впрочем, главным сторонником этой идеи был ушедший в отставку Михаил Фрадков, так что это менее вероятно, чем разделение Минздравсоцразвития.

Разные источники указывают в качестве кандидатов на вылет из правительства самых разных людей. Например, информагентство URA.Ru, которое предсказало отставку Фрадкова за сутки до того, как она произошла (правда, на его место агентство прочило Сергея Иванова), настаивает на том, что Зубков хочет уволить министра финансов Алексея Кудрина. А на место Яковлева, согласно тому же источнику, назначат нынешнего президента Якутии Вячеслава Штырова, бывшего руководителя алмазной компании АЛРОСА.

Еще один немаловажный вопрос - сколько у Зубкова будет заместителей и кто займет эти должности. С одной стороны, по меньшей мере трое из четверых "фрадковских" вице-премьеров - Сергей Иванов, Дмитрий Медведев и Александр Жуков - без сомнений, входят в тот самый "костяк правительства". Что касается Сергея Нарышкина, то он, с одной стороны, давно уже руководит аппаратом правительства, но с другой, считается "человеком Фрадкова". Зубкову тоже наверняка понадобится "свой" вице-премьер. Может, даже не один.

< Назад в рубрику