В понедельник стало известно о ликвидации Раппани Халилова, боевика, которому приписывают участие в огромном количестве преступлений. Халилов много лет находился в розыске, несколько раз силовые структуры РФ уже отчитывались о его ликвидации. Теперь командира, известного также под кличкой "Раббани", опознали в одном из убитых накануне боевиков.
17 сентября в МВД Дагестана сообщили о проведении на территории республики очередной операции по нейтрализации боевиков. Мероприятие началось в 6 часов утра в селе Новый Сулак Кизилюртовского района, а именно, на территории частного домовладения, состоящего из двух зданий. Еще до полудня пришло сообщение, что убиты двое боевиков, дом, в котором они укрывались, горит, и его тушат прибывшие пожарные, а спецоперация считается завершенной.
Менее чем через час, однако, на месте действия возобновилась перестрелка. В горящем доме что-то взорвалось, видимо, граната, а вполне живые боевики отстреливались уже из подвала соседнего. Тогда же появились сообщения, что среди них есть некий известный полевой командир. В Кизилюрте ввели режим контртеррористической операции, подразумевающий ограничения на передвижения мирных граждан и распространение информации.
В Новый Сулак стянули боевые машины пехоты, которые и начали обстрел здания. Боевики оказались также неплохо подготовлены к сражению: из подвала стреляли из автоматов, пулеметов, гранатометов. О потерях в рядах штурмующих сообщалось лишь, что легкие ранения получили двое сотрудников то ли МВД, то ли УФСБ Дагестана.
К 6 часам вечера операцию вновь завершили, на сей раз окончательно. Дом полностью разрушили и начали разбор завалов. Тогда же появились сообщения, что среди убитых боевиков есть и Раппани Халилов. Позднее эта информация подтвердилась. Во втором трупе был опознан его помощник и заместитель Наби Набиев. Некоторые источники указывают, что боевиков было трое, и третьего зовут Абдурахман. Также выяснилось, что жертвы среди осаждавших и мирных жителей все же есть: погиб один представитель силовых структур (по разным данным, либо МВД, либо ФСБ) и женщина, случайно оказавшаяся на месте перестрелки.
Если отследить весь ход операции, создается впечатление, что ее целью было именно уничтожить боевиков, а не захватить их в плен. Возможно, власти упростили задачу с целью избежать большого количества потерь среди проводивших спецоперацию сотрудников МВД и ФСБ. Возможно, физическое уничтожение боевиков изначально было более желательно, чем их арест и последующее судебное разбирательство, которое еще неизвестно к чему привело бы.
Сообщения о ликвидации небольших групп боевиков приходят с Северного Кавказа регулярно. Однако об устранении Халилова пишут как о крупном достижении, объясняя это весомостью его фигуры в рядах ичкерийских сепаратистов.
Раппани Халилов, лакец по национальности, родился в 1969 году в Буйнакске, где и жил до 30 лет. Будущий террорист держал в городе пекарню. В 1998 году он увлекся идеями ваххабизма. Будучи родственником Хаттаба, в 1999 году переехал к нему в Чечню. Принимал участие во вторжении чеченских боевиков в Дагестан, в том числе в боях на территории Новолакского района, где была убита группа местных милиционеров. Халилову и людям из его отряда приписывают теракты на территории Чечни и Дагестана.
По данным спецслужб, Раббани приложил руку к более чем 60 дагестанским терактам, в том числе ко взрыву в Каспийске 9 мая 2002 года. Тогда погибло 45 и пострадало 100 человек, пришедших на праздничный парад. Среди погибших было 17 детей. Нескольких исполнителей теракта задержали, однако схватить Халилова, названного организатором, не удалось.
После событий в Каспийске представители властей несколько раз заявляли, что местонахождение Халилова, которого объявили в федеральный и международный розыск, известно и он вот-вот будет схвачен. В мае 2002 года его искали в Курчалоевском и Ножай-Юртовском районах Чечни, в сентябре - в Веденском районе. Не нашли.
В 2003 году Халилова "убили". То есть силовые структуры сообщили о его ликвидации. Однако вскоре полевой командир заявил о себе. И так было несколько раз. В то же время, с Северного Кавказа периодически приходили сообщения о ликвидации боевиков "из отряда Халилова" или полевых командиров, "близких к Халилову".
В феврале 2005 года отряд Раббани попал в окружение. Рамзан Кадыров, бывший в то время вице-премьером Чеченской республики, заявил, что Халилов вместе с соратниками "зажат в горах" и будет уничтожен. Окончание операции в СМИ не освещалось. Халилов снова ушел.
В начале июня 2007 года спецслужбы вновь сообщили, что вышли на след Раббани. На границе между Чечней и Дагестаном началась масштабная операция по его поимке. Видимо, события в Новом Сулаке стали ее завершением.
В публикациях СМИ и официальных заявлениях представителей силовых структур России Раппани Халилов предстает видным деятелем из числа ичкерийских сепаратистов. Его называли "амиром дагестанских моджахедов", "командующим дагестанским фронтом", "ваххабитским эмиром", главой группировки "Шариат", ставили в один ряд с Шамилем Басаевым и Асланом Масхадовым. Кстати, по одной из версий покушение на Басаева в 2006 году, в результате которого тот погиб, организовал именно Халилов.
Глава ФСБ Николай Патрушев рассказывал, что боевики из отряда Раббани проходят подготовку в Грузии, а целью полевого командира является "запугать дагестанский народ после того, как он не принял и отверг движение ваххабизма". В последнее время Раббани называли вторым человеком после президента самопровозглашенной республики Ичкерия Доку Умарова.
В то же время есть основания полагать, что чеченские сепаратисты вовсе не считали Халилова "своим". В частности, после взрыва в Каспийске один из лидеров Ичкерии Ахмед Закаев заявил в интервью, что к этому теракту не имеют отношения "ни чеченцы, ни сочувствующие нашему делу". Более того, по словам Закаева, чеченские боевики вообще не знают никакого Халилова и эта фамилия известна им только "из телевизора".
Закаев подтвердил, что в чеченских боевых отрядах было много дагестанцев, но конкретно Раббани он назвал персонажем, используемым российскими спецслужбами, "чтобы создавать видимость "войны против терроризма"". Если это действительно так, то очередная видимость достигнута. Из широко известных командиров ичкерийского подполья осталось ликвидировать, пожалуй, только Доку Умарова.
Люся Мовсесян