Экономика
20:39, 20 сентября 2007

Газовая оборона Брюссель решил остановить экспансию "Газпрома" законодательным актом

Антон Ключкин

19 сентября Еврокомиссия представила пакет из пяти законодательных актов, регулирующих рынок газа и электроэнергии Евросоюза. В частности, Брюссель предлагает разделить добычу и транспортировку газа европейских компаний, что затронет ряд энергетических гигантов в таких странах, как Франция и Германия.

При этом новые нормы распространяются и на поставщиков электричества и газа из-за пределов ЕС, в том числе и российский "Газпром". Теперь инициатива Еврокомиссии, которую замглавы российской газовой монополии Александр Медведев назвал "самой абсурдной идеей в истории мировой экономики", должна быть одобрена Европарламентом и Европейским советом, состоящим из представителей всех 27 стран ЕС.

Сетевые компании, основными активами которых будут энергосети и газопроводы, должны быть либо проданы, либо переданы под управление независимых операторов и при этом сохранены в собственности концернов. Контроль за тем, как исполняются директивы ЕС, будет осуществлять специально созданная комиссия.

Разработчики новых предложений Еврокомиссии считают, что таким образом смогут отобрать контроль над транспортировкой электроэнергии и газа у национальных компаний. По их мнению, после принятия данных поправок должен появиться стимул для развития конкуренции на рынках электроэнергии и торговли природным газом, что послужит гарантией от ценового произвола на этих рынках.

Новые предложения Еврокомиссии оказались гораздо жестче отвергнутых летом в июне 2007 года Советом Европы директив, в которых транспортные мощности энергетических гигантов должны были получить лишь юридическую и операционную независимость от головной компании. В первую очередь новые поправки касаются компаний Германии и Франции, которые резко критикуют подход Еврокомиссии к либерализации европейского рынка энергетики. К примеру, Франции, в случае, если поправки будут приняты, придется заняться дроблением таких госкомпаний как Electricite de France и Gaz de France, а Германии - E.On. Двух фрондеров готовы поддержать Австрия и Италия.

Но цели у новых мер не только экономические: на компании из третьих стран предложения Еврокомиссии накладывают те же ограничения, что и на европейские компании. Чтобы получить разрешение ЕС на покупку транспортных сетей, компании необходимо в своей стране работать на тех же принципах, что и компании Евросоюза. Более того, покупка не может быть совершена до тех пор, пока государство, к которому принадлежит инвестор, не заключит с ЕС специальное межправительственное соглашение.

При этом европейские чиновники не особенно скрывают тот факт, что этот пункт прежде всего направлен против "Газпрома", который в последнее время пытается значительно усилить свои позиции основного поставщика газа в ЕС еще и приобретением активов в странах Европы. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что страны ЕС могут быть "открытыми, но никак не наивными" в отношении иностранных инвесторов, а новые поправки необходимы, чтобы "защитить открытость нашего рынка". Не секрет, что Евросоюз, который год от года лишь увеличивает поставки газа из России, опасается доминирующего положения в газовом секторе, которое занимает "Газпром". Тем более, что его время от времени использует как политическое оружие российское правительство.

В "Газпроме" комментировали позицию ЕС довольно осторожно. Пресс-секретарь компании Сергей Куприянов заявил, что "после тщательного анализа" инициатив Еврокомиссии российский концерн даст свою оценку того, как действия ЕС отразятся на надежности российских поставок и "на ценах энергоносителей в Европе".

Если поправки будут одобрены, то "Газпрому" для покупки активов в ЕС придется выделить из "Единой системы газоснабжения" ее газотранспортную часть. Такой сценарий развития концерна не будет поддержан российским правительством. Кроме того, это практически нереально сделать в ближайшие годы, так как масштабы этой реформы должны оказаться гораздо крупнее аналогичного разделения РАО "ЕЭС России".

Длина газотранспортной системы, которой управляет "Газпром", превышает 155 тысяч километров. В ее структуру также входит 263 компрессорные станции, более четырех тысяч газоперекачивающих агрегатов, а количество занятого в ее обслуживании персонала составляет десятки тысяч человек. Разделение такой махины в ближайшие годы практически нереально. Да и дробить российское конкурентное "преимущество" никто не будет - не для того создавали.

О том, что Россия не намерена уступать ЕС, говорит и тот факт, что она до сих пор не присоединилась к Энергетической хартии, считая, что положения этого документа не отвечают интересам страны. По данному договору, она, в частности, должна будет представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в Евросоюз. При этом российские компании аналогичного доступа к европейским трубопроводам не получат.

Заключить межправительственное соглашение с ЕС также будет проблематично. Из-за конфликта с Польшей, Россия и Евросоюз никак не могут подписать новое Соглашение о партнерстве: Москва ограничивает импорт мяса и зерна из этой страны, а Варшава наложила вето на переговоры между ЕС и Россией. Срок действующего соглашения истекает в конце 2007 года.

Ожидается, что после прохождения всех законодательных процедур данный законопроект утратит свою остроту. Однако задачу минимум чиновники ЕС выполнили: "Газпрому" наглядно продемонстрировали, что в европейском калашном ряду его не ждут.

< Назад в рубрику