Почти двухнедельный спектакль со сменой правительства, когда даже действующие лица не знали, что случится в последнем акте и как обернется драма лично для них – трагедией или фарсом – закончился. Поздно вечером 24 сентября Владимир Путин объявил состав нового правительства и рассказал об изменениях в структуре кабинета министров. Из всех вариантов реформы президент России выбрал один из наиболее мягких.
Новый состав правительства можно назвать "домашним". Это объясняется не только и не столько тем, что кресла министров заняли сразу две женщины, но тем, что ряд ответственных постов поделили между собой родственники. Так, новым министром социального развития и здравоохранения вместо Михаила Зурабова стала бывший заместитель министра финансов Татьяна Голикова, жена сохранившего свой пост главы Минпромэнерго Виктора Христенко.
Кроме того, Владимир Путин не принял отставку главы Минобороны и бывшего руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова. Чиновник попросил вывести его из кабинета министров из-за того, что является зятем нового премьер-министра Виктора Зубкова.
Из двух женщин, которые заняли министерские посты, одно назначение выглядело предсказуемым, а другое – нет. Татьяна Голикова хорошо себя проявила на месте заместителя министра финансов, поэтому вполне могла рассчитывать на повышение. А поскольку Виктор Зубков несколько раз отмечал, что правительство Михаила Фрадкова оказалось слабым именно в сфере социальной политики, было вполне логичным предположить, что место министра социального развития и здравоохранения Михаила Зурабова окажется вакантным.
По той же причине закачалось кресло и под главой Минэкономразвития Германом Грефом. По данным "Коммерсанта", этот чиновник за несколько часов до официального объявления нового состава правительства не слишком скрывал, что не войдет в кабинет министров. И действительно, отставка Грефа состоялась, но место его занял человек, почти совсем не знакомый СМИ. Руководить министерством теперь будет Эльвира Набиуллина, сменившая за последние годы несколько должностей в государственном аппарате.
Сначала Набиуллина работала заместителем главы МЭРТ до 2003 года, потом возглавила "Центр стратегических разработок", а в 2005 году стала руководителем экспертного совета оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в "большой восьмерке".
Эксперты уже поспешили объявить, что назначение Набиуллиной означает преемственность курса Германа Грефа – по данным различных источников, у этих чиновников были близкие взгляды на экономику.
Впрочем, руководить Набиуллина будет не совсем "грефовским" МЭРТом, а фактически новым министерством. Многие функции Минэкономразвития перешли к другим ведомствам. В частности, распределение средств Инвестиционного фонда теперь входит в обязанности министерства регионального развития, главой которого стал Дмитрий Козак, полпред президента в Южном федеральном округе. Он сменил на этом посту Владимира Яковлева.
Преемственность курса нового правительства подтверждает и новая должность Алексея Кудрина. Он не только сохранил свой пост министра финансов, но и был повышен до должности вице-премьера. Как Кудрин будет взаимодействовать с Александром Жуковым, который остался на посту вице-премьера, курирующего экономический блок, пока неясно. Тем не менее, повышение главы Минфина выглядит логичным – Алексей Кудрин будет, по всей видимости, сдерживать пыл потенциальных преемников Владимира Путина: министр известен своими высказываниями о необходимости очень осторожного и вдумчивого увеличения расходов бюджета.
На своих постах остались и другие ключевые министры: глава МВД Рашид Нургалиев, глава МЧС Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр транспорта Игорь Левитин, министр юстиции Владимир Устинов и все четверо вице-премьеров – Сергей Иванов, Дмитрий Медведев, Александр Жуков и Сергей Нарышкин.
Сумели сохранить свои посты и те, кто назывался прессой в качестве вероятных "отставников". В частности, Минпромэнерго будет по-прежнему руководить Виктор Христенко. Деловые СМИ прочили его на место президента "Транснефти", ставшее вакантным после того, как Семен Вайншток перешел в Олимпийскую госкорпорацию. Не находила места в новом правительстве пресса и для Александра Соколова, министра культуры и массовых коммуникаций, но и он сохранил свой пост.
Сама структура правительства претерпела минимальные изменения. Кроме урезания полномочий МЭРТа, стоит отметить введение двух новых государственных комитетов – по молодежи и по рыболовству, а также выведение из-под власти Минфина Росфинмониторинга, "родной" службы Виктора Зубкова. Теперь она будет подчиняться правительству напрямую.
В общем итоге из правительства выведены три министра – Герман Греф, Михаил Зурабов и Владимир Яковлев – и бывший премьер-министр, Михаил Фрадков. Как сложится судьба части из них, уже более или менее известно.
Герман Греф никогда не скрывал, что готов уйти в бизнес практически в любой момент своей чиновничьей карьеры. Пресс-служба Минэкономразвития уже заявила, что бывший министр действительно попробует себя в бизнесе, где со своими знаниями, полученными в МЭРТ, будет, безусловно, востребованным.
Скорее всего, останется на одной из государственных должностей Михаил Фрадков, чиновник с многолетним стажем. Что будет с Михаилом Зурабовым и Владимиром Яковлевым, пока неясно. Яковлев вполне может вернуться на должность Дмитрия Козака, то есть стать полпредом президента в Южном федеральном округе. Этот пост Яковлев занимал с марта по сентябрь 2004 года. Рокировки вполне в духе нового правительства – на прошлой неделе, например, поменялись местами глава "Оборонпрома" Денис Мантуров и заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус.
Российские СМИ, вышедшие во вторник утром, были скупы на оценки перестановок в правительстве. Почти все заметки и статьи написаны в духе "ждали большего". Например, статья обозревателя "Коммерсанта" Андрея Колесникова заканчивается словами: "Неясным в результате событий, случившихся в эти десять минут в Наградном зале Белого дома, осталось только одно: ну и из-за чего нужна была вся эта дымовая завеса. Из пушки по воробьям".
Газета "Ведомости", опросившая нескольких экономистов и политологов, пришла к выводу, что курс правительства останется прежним, а назначение Алексея Кудрина вице-премьером будет позитивно воспринято рынком.
"Российская газета" отметила, что правительство по своей организации больше стало похоже на правительство образца начала 2000-х годов: число вице-премьеров вновь увеличилось до пяти, а государственный комитет по рыболовству один раз в своей истории уже ликвидировался.
В западной прессе новое правительство России вызвало полярные оценки. Одни, как, например, The Financial Times, отмечают возвышение Алексея Кудрина, "одного из самых заметных либералов в российском правительстве". Другие, как американская The Wall Street Journal, сетуют на то, что реформирование кабинета министров не дало ответ на вопрос, кого же Владимир Путин считает своим преемником.
Негативные стороны нового правительства отмечает британская The Telegraph. Журналисты этого издания сокрушаются по поводу ухода Германа Грефа, называя его единственным, кроме Кудрина, человеком, способным в прошлом правительстве критиковать Кремль.