Вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин опубликовал в The Financial Times статью про российское отношение к выборам главы Международного валютного фонда. По мнению министра, процедура назначения руководителей этой и аналогичных организаций требует значительных изменений.
Вся это история началась летом 2007 года, когда нынешний руководитель МВФ Родриго де Рато за два года до срока объявил о своем уходе из организации, объяснив это личными причинами. Быстро определился и безальтернативный кандидат на смену - бывший министр финансов Франции Доминик Стросс-Кан, предложенный Евросоюзом.
Безальтернативный - потому что вот уже несколько раз главу МВФ фактически назначал Евросоюз, а руководителя Всемирного банка - Соединенные Штаты. Это неудивительно, ведь МВФ и Всемирный банк - наследники послевоенного мироустройства, когда основным резервным активом были золото и доллар, привязанный к золоту. Так как СССР создал собственную, социалистическую мировую финансовую систему, то финансовыми центрами капиталистической стали Европа и США.
В 2007 году во Всемирном банке разразился скандал - ставленник США, глава организации Пол Вулфовиц, был вынужден досрочно покинуть свой пост из-за своей любовницы, карьере которой он усиленно помогал. Тем не менее, следующим президентом Всемирного банка снова стал американец, бывший заместитель госсекретаря Роберт Брюс Целлик - Европа согласилась не мешать США. Естественно, что в полностью аналогичной ситуации с МВФ Европа выдвинула Стросс-Кана и заручилась поддержкой американцев.
Тут возникла деликатная ситуация - наблюдатели заговорили о том, что может появиться и другой кандидат. Ходили слухи, что его выдвинут страны Латинской Америки. Неожиданно вмешалась Россия, 22 августа выдвинувшая кандидатуру бывшего председателя ЦБ Чехии Йозефа Тошовского.
"Российская газета" писала, что Тошовский, прошедший "все круги ритуальных встреч", получил "немало очков". По мнению независимых аналитиков, у Йозефа Тошовского не было никаких шансов. Даже Чехия, осознавая это, в день объявления нового кандидата заявила, что поддерживать его не будет.
Разница между программами кандидатов, впрочем, была невелика - разве что Тошовский был более пессимистичен и напомнил МВФ обо всех его недостатках и ошибках, включая ипотечный кризис, который фонд просто проглядел.
Алексей Кудрин в своей статье не сказал ни слова про ипотечный кризис. Его волновали более серьезные вещи. Настолько серьезные, что статья вышла с двумя заголовками. Первый провисел до полудня 1 октября и шокирующе гласил: "Эра империй для мировой экономики завершена" (Era of empires is over for global economy). Затем в газете, вероятно, решили, что переборщили, и поменяли одно слово. Получилось: "Эра империй для всемирных организаций завершена" (Era of empires is over for global bodies).
Эра колониальных держав осталась в прошлом, отмечает Кудрин. Нельзя не принимать в расчет влияние таких стран как Китай, Индия, Бразилия (министр тактично опускает в своем перечислении стран BRIC Россию).
Как пишет министр, в июле главы финансовых ведомств Австралии, Бразилии и Южной Африки дали ясно понять, что настало время уйти от принципа, при котором решающим фактором при выборе кандидатов на ключевые посты является национальность. Решения надо принимать, исходя из профессиональных качеств кандидата. Кудрин тут же поясняет, что потому и был предложен Тошовский, имеющий десятилетний опыт управления центробанком Чехии, в том числе - при кризисном переходе из социализма в капитализм.
Речь, по мнению Алексея Кудрина, идет о судьбе самого МВФ как института, и конкретные программы здесь не так важны. Он соглашается, что в программе Стросс-Кана говорится много правильных вещей вроде адаптации фонда к изменениям в мире, расширения международной поддержки, увеличения квот для развивающихся стран и изменения процедур голосования. Однако, уточняет российский вице-премьер, все эти предложения уже давно обсуждаются и пока не дали значимых практических результатов.
Как предупреждает Кудрин, снова эффективными МВФ и Всемирный банк станут только тогда, когда получат доверие от мирового сообщества. Если же одна страна или группа стран будет доминировать, международные организации потеряют эту поддержку, а вместе с ней - и легитимность.
Что думают об этом Роберт Целлик, Доминик Стросс-Кан и, конечно, Йозеф Тошовски, ставший пресс-поводом для российского правительства, неизвестно.