Спустя два дня после задержания руководителя департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля Александра Бульбова, замначальника УСБ ФСКН Юрия Гевалы и еще двоих оперативников этого ведомства, никто из представителей следствия так и не дал никаких официальных комментариев по поводу случившегося. Однако СМИ стали известны некоторые подробности дела в отношении высокопоставленных сотрудников одной из российских силовых структур.
По данным прессы, ситуация развивалась следующим образом. Александр Бульбов вместе с Гевалом ("Коммерсант", кстати, утверждает, что он уже не работает в ФСКН, поскольку еще в сентябре вышел на пенсию), а также двумя старшими оперативниками ведомства Григорием Черевко и Сергеем Донченко 2 октября возвращались из загранкомандировки в ОАЭ. Генерал уже был предупрежден женой, что в его квартирах и загородных домах был проведен обыск.
Бульбов, очевидно, решил подстраховаться на случай возможного задержания в аэропорту и попросил, чтобы его встретили бойцы службы физической защиты ФСКН. Однако тех не пустили на летное поле, а оперативники ФСБ, задержав генерала, увезли его через другой выход в "Домодедово". Бульбов, а также еще трое сотрудников Госнаркоконтроля были доставлены в Лефортовское СИЗО ("Газета" утверждает, что Гевала на самом деле задержали не в самолете, а двумя часами позднее в Москве).
В среду Басманный суд выдал санкцию на двухмесячный арест Юрия Гевалы. Рассмотрение ходатайства прокуратуры о заключении под стражу Бульбова и двоих оперативников ФСКН суд отложил на 72 часа, то есть до шестого октября. По данным "Коммерсанта", в среду вечером один из задержанных - Григорий Черевко - был выпущен на свободу. Остальные по-прежнему находятся в следственном изоляторе.
Стоит отметить, что данные об аресте Гевалы разноречивы. СМИ сообщали о том, что суд выдал соответствующую санкцию со ссылкой либо на источник в правоохранительных органах, либо на адвоката сотрудника ФСКН. Однако "Газета.Ru" (GZT.RU), в свою очередь, сообщила, что такое решение суд не выносил. В самом Басманном суде официально отказались подтвердить или опровергнуть информацию об аресте Юрия Гевалы.
Остается неясным вопрос, в чем конкретно обвиняют сотрудников ФСКН. Однако адвокаты раскрыли суть претензий к Бульбову, Гевалу и Донченко. Газете "Время новостей" адвокат генерала Сергей Севрук заявил, что следствие намерено предъявить Бульбову обвинение по шести статьям УК РФ - 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки группой лиц в крупном размере), 138 (нарушение тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения и спецсредств) и 283 (разглашение гостайны).
"Коммерсант", в свою очередь, сообщает только о двух статьях УК, по которым обвиняются сотрудники ФСКН, - нарушение тайны телефонных переговоров и получение взятки в особо крупном размере. По данным издания, задержание сотрудников ФСКН напрямую связано с делом об организации незаконного прослушивания телефонных переговоров граждан в Управлении специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы. По нему с июня в качестве обвиняемого проходит заместитель начальника этого подразделения Михаил Яныкин. Издание отмечает, что глава отдела Следственного комитета при Генпрокуратуре Альберт Богданович предоставил суду показания обвиняемых по этому делу, которые указали на Бульбова, Гевала и Донченко.
Ранее сообщалось, что Яныкин продавал информацию о телефонных переговорах людей практически любому желающему. По неофициальным данным, расследование инициировало ФСБ, когда в интернете начали распространяться распечатки телефонных переговоров российских и украинских политиков и бизнесменов.
Бульбов же, как утверждают источники "Коммерсанта" в следствии, "крышевал" несколько фирм - "Атек", "Делисейт", "Лазурит-Д" и ЧОП "Немесида-А". Получаемые от них деньги он тратил на оплату незаконной "прослушки" граждан и организаций через УСТМ. Следователи полагают, что через своих подчиненных - Юрия Гевала и Сергея Донченко - генерал ежемесячно платил специалистам ГУВД Москвы по 50 тысяч долларов за каждый прослушиваемый телефонный номер.
По данным "Времени новостей", обвинения в незаконном предпринимательстве касаются именно охранного предприятия "Немесида-А". По словам адвоката Сергея Севрука, следствие считает Бульбова истинным владельцев фирмы, хотя ее учредителем является жена генерала.
Издание "Твой день", ссылаясь на неназванный источник, пишет, что Бульбова подозревают в создании преступной группировки, контролирующей наркотрафик из Средней Азии в Россию. У одного из задержанных вместе с генералом сотрудников ФСКН якобы обнаружили около четырех килограммов героина и 2,5 миллиона долларов. Кроме того, отмечает издание, Бульбов владеет землей на большей части Куршской косы, которую он получил при помощи рейдерских захватов, и сейчас якобы занимается перепродажей недвижимости.
Кстати, информация о землях Куршской косы подтвердилась официально. Заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь заявил "Независимой газете", что "около четверти объектов недвижимости на территории национального парка контролируется генералом Бульбовым, оформлены они на его жену и близких родственников". По словам Митволя, у его ведомства с Бульбовым возник "очень серьезный конфликт". Росприроднадзор собрал материалы о нарушении закона со стороны генерала и передал их в прокуратуру. "Я думаю, что часть обвинений, которые ему предъявят, будет по нашей линии", - подчеркнул Олег Митволь.
"Коммерсант" пишет, что генерал владеет двумя квартирами на Рублевском шоссе и на улице Ельнинская, а также двумя домами в Москве и Подмосковье. По данным издания, сотрудники ФСБ на протяжении пяти часов не могли войти в жилище Бульбова, поскольку им препятствовал спецназ ФСКН. Оперативники утверждают, что родственники генерала успели до обыска спрятать некоторые ценности, поскольку ими были обнаружены только "пустые коробки из-под драгоценностей". Дома у Бульбова также нашли 17 мобильных телефонов с SIM-картами, оформленными на подставных лиц. Адвокаты говорят, что "трубки" использовали для звонков информаторам.
Защитники сотрудников ФСКН называют произошедшее местью со стороны ФСБ из-за двух дел - о контрабанде мебели в "Трех китах" и незаконных поставках китайских товаров в Россию через склады в воинских частях спецслужбы. Оперативным сопровождением этих дел как раз занимался Бульбов и Гевал, а по результатам их работы, как ранее сообщали СМИ, были уволены пять высокопоставленных сотрудников ФСБ (по слухам, ФСКН была привлечена президентом к этим непрофильным делам как менее заинтересованная структура, поскольку Генпрокуратура и ФСБ "не торопились" с расследованием).
В Госнаркоконтроле операцию спецслужбы по задержанию генерала Александра Бульбова, который является приближенным главы ведомства Виктора Черкесова, назвали "ударом" непосредственно по руководителю ФСКН. Как пишет "Коммерсант", все это якобы связано с тем, что в последнее время усилилось влияние Черкесова на главу государства, а это не устраивает руководство ФСБ.
Эта версия - об "усилении аппаратных войн" внутри силовых структур в преддверии выборов - сейчас очень популярна в прессе. Однако адвокаты обвиняемых по делу "Трех китов" выдвинули собственное предположение. По их словам, задержания сотрудников ФСКН могли стать реакцией следственных органов на выступление в Мосгорсуде в сентябре 2006 года основного обвиняемого - фактического владельца "Трех китов" Сергея Зуева. Он заявил, что передал для сотрудников Госнаркоконтроля, занимавшихся оперативным обеспечением дела, миллион долларов. Кстати, неделю назад из оперативно-следственной группы по этому делу был откомандирован единственный официальный представитель ФСКН - следователь Сергей Коротоякский.
Руслан Кадрматов