Турция готовит широкомасштабное военное вторжение в Ирак, чтобы окончательно пресечь деятельность боевиков из Рабочей партии Курдистана. Подготовка операции, которая может начаться уже на следующей неделе, идет вопреки желаниям Вашингтона и Багдада. Однако действия Анкары могут иметь и обратный эффект - курдский Северный Ирак может поставить вопрос о независимости, а в союзнических отношениях Турции и США наступит кризис.
С конца сентября 2007 года боевики из Рабочей партии Курдистана (РПК) устроили несколько крупных терактов на турецкой территории, в результате чего были убиты 27 военнослужащих и мирных жителей (всего за лето от рук боевиков погибли около ста человек). Все это вызвало возмущение в турецком обществе, поскольку правоохранительные органы страны так и не смогли поймать нападавших, несмотря на то, что с июня на юго-востоке Турции проводится антитеррористическая операция "Молот".
Турецкий премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган сначала провел совещание с лидерами правящей Партии справедливости и развития. После этого в резиденции президента Абдуллы Гюля состоялся "антитеррористический саммит", на котором вместе с Эрдоганом присутствовал глава Генштаба генерал Яшар Бююканыт - влиятельная фигура среди турецких политических элит, который давно продвигает идею о наземной военной операции против иракских курдов.
Сразу же после этой встречи Эрдоган заявил, что правительство Турции одобряет идею военного удара по курдам. Соответствующий план уже начал готовить Генштаб. Осталось самое главное - получить одобрение парламента страны на проведение этой операции. Стоит отметить, что турецкие военные и раньше наносили "точечные" удары по курдским боевикам - либо проводили артиллерийский обстрел, либо устраивали вылазки силами спецподразделений.
Одобрение парламента требуется только на случай проведения широкомасштабной военной операции за пределами Турции. По данным турецких СМИ, военные разработали четыре варианта операции в Северном Ираке. Первый вариант предполагает силами армейского корпуса продвинуться на глубину пять-десять километров и взять под свой контроль приграничную территорию. Однако этот сценарий называют маловероятным из-за действующих международных соглашений и общей ситуации в Ираке.
Согласно второму варианту, спецназ Турции при поддержке вертолетов проводит "точечные операции" на севере Ирака. Должны быть уничтожены базы курдских боевиков, а пленные (если они будут) доставлены на турецкую территорию. Третий сценарий предусматривает массированную бомбардировку горного хребта Кандиль, где, по данным спецслужб, расположены основные базы боевиков РПК. Воздушная операция, по мнению Турции, нанесет "сильный психологический удар" по боевикам.
Четвертый вариант, который турецкие СМИ называют наиболее приемлемым для властей, предполагает проведение наземно-воздушной операции в Северном Ираке. Этот план позволит войскам с минимальными потерями и в короткие сроки достичь поставленных целей и вернуться обратно в Турцию. Что предпочтет парламент страны, сказать сложно. Однако, по данным тех же турецких СМИ, рядом с границей с Ираком, в районе города Силопи в провинции Сирнак, уже сосредоточены крупные танковые соединения.
Причем бронетехника, как утверждает пресса, должна поддерживать наступление ни много ни мало 200-тысячной армейской группировки. Операция может начаться не раньше следующей недели, когда закончится Рамадан. 10 октября турецкая артиллерия уже нанесла удар по нескольким лагерям РПК в районах Канимаса, Наздура и Сината в Северном Ираке.
Эксперты отмечают, что курдских боевиков насчитывается не более четырех с половиной тысяч. Однако, несмотря на свою немногочисленность, они имеют большой опыт ведения боевых действий в горах. Кроме того, на стороне формирований РПК могут выступить бойцы двух влиятельных группировок иракского Курдистана - Демократической партии Масуда Барзани и Патриотического союза Джаляля Талабани. Их представители формируют региональное правительство Северного Ирака и пообещали Турции в случае нападения "позорный разгром".
Восьмого октября газета The Washington Post сообщила, что США разработали план по проведению тайной военной операции, в ходе которой планируется обезглавить движение курдских сепаратистов. Операция должна якобы проводиться совместно с Турцией. Как отмечало издание, американцы, разработав этот план, рассчитывали отговорить Анкару от вторжения в Ирак. Однако эта информация была опровергнута официальным представителем Госдепартамента США Томом Кейси.
Более того, американцы начали оказывать давление на Турцию. Другой представитель госдепа Шон Маккормак публично предостерег турок от проведения военной операции в Ираке. "Если у них [Турции и Ирака] возникли проблемы, они должны работать вместе над их решением", - отметил он. С требованием решить возникшие "вопросы" мирно и в рамках дипломатических норм также выступили представители Белого дома и Совета национальной безопасности США.
Госдеп, кстати, напомнил Турции о достигнутой в конце сентября с Ираком договоренности, согласно которой Анкара обязалась воздерживаться от военных операций на иракской территории. В Вашингтоне справедливо опасаются, что турецкое военное вторжение приведет к дестабилизации Курдистана, который является единственным более или менее спокойным регионом по сравнению с шиитскими и суннитскими частями Ирака.
Стоит отметить, что иракские власти, осуждая Анкару за частые обстрелы своей территории, никаких реальных шагов против курдских боевиков не предпринимают. Объяснение такой безучастной позиции, возможно, нужно искать в том, что иракский президент Джаляль Талабани по национальности курд. Таким образом, во всей этой ситуации США оказались в довольно сложном положении.
Во-первых, Белый дом явно не хочет ссориться с Турцией - своим ключевым союзником в регионе, через территорию которого, кстати говоря, в Ирак поставляются все основные грузы. А во-вторых, США невыгодно портить отношения и с курдами, договоренность с которыми позволяла американцам не распылять свои войска по всей иракской территории, сосредоточившись на операциях против шиитских и суннитских боевиков.
Любопытно, что активизация террористической деятельности курдов совпала с возобновлением дискуссий о превращении Ирака в федерацию с широкими полномочиями региональных властей. Сначала 26 сентября 2007 года Сенат США большинством голосов одобрил резолюцию, согласно которой Ирак предлагается условно разделить на три части - суннитскую, шиитскую и курдскую. А 8 октября эту идею поддержал Джаляль Талабани.
План этот вполне устраивает и власти Курдистана. Категорически против этой идеи, которая может привести к развалу Ирака на три части, выступили в самом Белом доме и в Турции. Анкара опасается, что на севере Ирака образуется независимое курдское государство, что приведет к росту сепаратизма в соседних турецких районах, где в основном проживают курды.
По одной из версий, именно то обстоятельство, что иракские курды могут окончательно отделиться от Багдада, и заставляет Анкару торопиться с военной операцией и окончательным решением вопроса о дальнейшем существовании РПК. Кроме того, победоносная кампания против курдских боевиков положительно сказалась бы на имидже президента Абдуллы Гюля, который занял свой пост в конце августа после почти трехмесячного противостояния с парламентом.
Однако не исключено развитие ситуации и по другому сценарию. Курдские боевики постоянными вылазками целенаправленно "втягивают" Турцию в иракский конфликт, что должно ускорить распад Ирака. Причем турецкие власти вполне могут поддаться эмоциям и начать операцию, посчитав, что нынешняя администрация США теряет контроль над ситуацией. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Комитет по международным делам Палаты представителей Конгресса США признал действия Турции в отношении армян в начале 20 века геноцидом.
Этот вопрос является очень болезненным для Турции. Требования президента США Джорджа Буша и госсекретаря Кондолиззы Райс к Конгрессу не принимать эту резолюцию, турецкий лидер Абдулла Гюль подкрепил словами о том, что если документ будет одобрен представителями нижней палаты парламента, то двусторонние отношения между Турцией и США "испортятся".
Судя по всему, в Турции, несмотря на все уговоры со стороны американских и иракских властей не начинать военную операцию, возобладает мнение сторонников силовых действий. Турецкие СМИ, в частности, активно муссируют слухи о том, что это НАТО и США оказывают помощь Курдской рабочей партии, пытаясь дестабилизировать обстановку в Турции. Делается это якобы для того, чтобы сорвать проведение референдума по внесению поправок в конституцию страны (предлагается выбирать президента путем всенародного голосования).
Руслан Кадрматов