Если вы уже устали от бесконечной череды великолепных шутеров, выпущенных за последние несколько месяцев, и вообще стрельбе предпочитаете быструю езду в виртуальном мире, в ближайшие дни скучать вам не придется: вот-вот на российских прилавках появится Project Gotham Racing 4, последняя серия аркадного гоночного симулятора от Bizarre Creations для
приставки Xbox 360. Об этой игре стоило бы сказать пару слов хотя бы потому, что она стала первой полностью русифицированной игрушкой для Xbox 360. А с учетом того, что сама по себе игра получилась очень даже ничего, мы решили написать про нее целую статью.
Четвертая, как и все предыдущие серии PGR, выходили эксклюзивом для консолей от Microsoft, Xbox (PGR 1 и 2) и Xbox 360 (3 и нынешняя, четвертая). PGR 3 входит в официальную программу международного чемпионата по компьютерным и видеоиграм WCG, и в этом году лучшими в мире PGR-гонщиками оказались голландцы. В этом году серия PGR, наконец-то, официально появляется в России. На этом мы покончим с историей и приступим к рассказу о том, что, собственно, PGR 4 из себя представляет.
Cамым интересным в PGR4 для отечественных игроков станет то, что впервые (на нашей памяти, по крайней мере) в хорошем зарубежном автосимуляторе появился российский город, и честь стать первопроходцем выпала на долю Санкт-Петербурга.
Питер в игре доступен сразу же: игроки получают возможность проехаться по нескольким петербургским трассам в режиме "Догони если сможешь" (классические гонки на несколько кругов). Выглядит Северная столица вполне убедительно, убедительно до смешного. Дело в том, что разработчики, по их словам, не поленились и съездили в Петербург, где потратили много времени на фотографирование улиц города. В результате питерские трассы, при наличии всех характерных особенностей архитектуры и достопримечательностей, пестрят логотипами отечественных сотовых операторов, всевозможными рекламами (помимо стандартных "автосимуляторных") и трогательными вывесками наподобие "Скоро открытие!" или "Идеальная чашка кофе".
Гораздо меньше с точки зрения орфографии повезло вывескам, "подаренным" Петербургу самими разработчиками. В частности, написать название самого города, в котором происходят заезды, создателям Bizarre не удалось. Связано это, очевидно, с отсутствием подходящего шрифта. Иначе как можно объяснить, что на отбойниках Питера красуется надпись "CAHKT-ГETEP6YPR", мы не знаем. В любом случае, стоит сказать Bizarre огромное спасибо за отсутствие характерных для игр "про русских" надписей, наподобие "Ырывочхй вверх!" или "Кyрение запрешает!".
C русификацией PGR4 дела обстоят очень хорошо. Ни "калек" с английского языка, ни кривых оборотов, свойственных многим "надмозгам", в игре не встречается. Редкий на самом деле пример, учитывая в том числе и фактор первого блина, который, в случае с первой русифицированной игрой для Xbox 360, получился нужной формы.
Нельзя не сказать пару слов о стандартных обещаниях разработчиков: улучшенной графике и тому подобном. План-минимум для создания удачного сиквела разработчики PGR4 выполнили: машин и трасс стало больше, а сама игра выглядит на порядок лучше предыдущей серии (тоже,
box#2072833
кстати, выпущенной для Xbox 360). Особо стоит отметить реализацию всевозможных погодных условий и, самое главное, капли на машинах. Они способны удивить, пожалуй, даже самого въедливого игрока. Также очень неплохо сделан вид из кабины водителя. По детализации он, правда, уступает кабинам из игры DiRT, но зато по удобству значительно выигрывает - трассу при виде от первого лица хотя бы видно, в отличие от игры, созданной в сотрудничестве с трагически погибшим легендарным гонщиком Колином Макрэем.
Что касается звука - то тут все вроде бы хорошо. Вопли толпы при выполнении очередного трюка на дороге, визг покрышек, скрежет металла об отбойник и все остальное звучит как надо. А вот выбор музыкальных композиций для PGR4 нам кажется не очень удачным и, мягко говоря, странным. Не хотелось бы напутать в жанрах, просто скажем: то, что играет во время гонок, нам не понравилось совсем. Из немногих автосимуляторов, в которых еще сохранилась музыка во время заездов, лучшим саундтреком по-прежнему обладает серия NFS. Но музыка в PGR все-таки - не самое главное.
В этом году обладатели X360 вообще от недостатка игр не страдают. И это в полной мере касается и жанра автосимуляторов. За последние месяцы для этой платформы вышло несколько замечательных автомобильных проектов совершенно разной направленности: суровая и реалистичная Forza Motorsport 2, безумно красивая и аркадная DiRT, на подходе - развеселая Sega Rally. Не говоря уже об очередной серии Need For Speed, которую многие геймеры с нетерпением ждут.
Так вот, с точки зрения игрового процесса PGR 4 представляет собой нечто среднее между DiRT, играми NFS и FM2. C одной стороны, PGR 4 не столь безжалостно карает за ошибки, как FM2, да и транспортные средства в новом творении Bizarre на порядок проще управляются, чем автомобили из Forza. С другой стороны, машины в PGR 4 ведут себя более реалистично, чем в DiRT или, тем более, NFS.
И именно этому хрупкому балансу, который PGR год от года удается удерживать, четвертая часть игры и обязана самому главному своему достоинству: разъезжать по питерским (или любым другим представленным в игре) улицам интересно. Причем еще не ясно, что веселее: участвовать в обычных гонках на транспортных средствах одного класса, либо выяснять "межклассовые отношения" в гонках "мотоциклы против машин".
Словом, из PGR4 получился очень хороший сиквел прославленной гоночной серии. Не более того. Хотя и этого вполне достаточно для того, чтобы, при достаточной любви к жанру гонок, пополнить свою домашнюю коллекцию очередным Project Gotham Racing. А вот до титула лучшего симулятора года PGR4, увы, не дотягивает. И это не вина разработчиков из Bizarre, просто просто упомянутые конкуренты, FM2 и DiRT, уж очень хороши.