15 октября были объявлены лауреаты Нобелевской премии по экономике. Ими стали трое американских профессоров, заложивших основы теории оптимальных механизмов. 10 декабря 2007 года премию получат Леонид Гурвиц, Эрик Маскин и Роджер Майерсон, которые помогли человечеству понять особенности процесса оптимального распределения ресурсов.
Премия по экономике существенно моложе всех остальных Нобелевских и учреждена Банком Швеции в 1968 году. Со времен первого вручения в 1969 году размер премии вырос с 375 тысяч до 10 миллионов шведских крон (1,56 миллиона современных долларов США) и уже несколько лет остается на этом уровне. Непосредственное вручение премии пройдет 10 декабря. Каждый из трех лауреатов нынешнего года получит по трети общей суммы.
Забавно, что им предстоит делиться друг с другом. Теория, которую создал родившийся в Москве в 1917 году Гурвиц, а затем развили его со-лауреаты, имеет непосредственное отношение к оптимальному распределению ограниченных ресурсов. Это святая святых экономической науки, которая вся начинается с аксиомы о вечной нехватке ресурсов для участников рынка.
Раньше для анализа оптимального распределения ресурсов использовалась теория рынков. Ее недостатком является то, что предлагаемые ею рецепты эффективно работают лишь в идеальных условиях, которых сложно или невозможно достичь в реальной жизни. Теория оптимальных механизмов ставит вопрос иначе: она не ищет путь справедливого распределения, а занимается поиском самого эффективного механизма в данных условиях.
Так, Гурвиц и остальные обнаружили, что для распределения товаров индивидуального потребления (например, сырья, еды, одежды) наиболее эффективным механизмом во многих случаях является двойной аукцион, где цены назначают не только продавцы, но и покупатели.
В то же время теория объясняет, почему рыночные механизмы плохо работают с общественными благами вроде водных ресурсов, дорог, а также телерадиоэфира. Для их экономически эффективного распределения может потребоваться другой метод, например, введение налогов на пользователей.
Гурвиц создал теорию оптимальных механизмов в 1960 году, когда ему было 43. Механизм, в его понимании, это игра, участники которой обмениваются сообщениями друг с другом или с "центром сообщений", а заранее заданные правила определяют исход игры (читай, распределение ресурсов) для каждого набора сообщений. Он исследовал получающиеся в ходе обмена сообщениями равновесные состояния. Его целью был отбор тех решений, которые являются оптимальными для всех участников игры.
Интересно, что разработанная им схема работает даже тогда, когда участники игры не знают, сколько за нужные им ресурсы дают соседи. Система, организующая аукцион, пытается как можно полнее удовлетворить запросы каждого. При этом свои оценки товаров или услуг участники игры направляют в систему тайным образом. Получившееся распределение в результате оказывается максимально близким к справедливому.
12 лет спустя Гурвиц значительно упростил анализ, введя так называемый "принцип откровения" (revelation principle), сужающий и ограничивающий поле исследования. Вслед за этим Маскин и Майерсон свели принцип откровения к уже известному экономистам равновесию по Нэшу (названному в честь Джона Нэша, о жизни которого снят популярный фильм "Игры разума"). Майерсон потратил на разработку этого принципа более семи лет активной работы.
Маскин, в частности, получит свою долю премии за то, что подступился к еще не разрешенному вопросу - что делать, если у того или иного экономического механизма несколько равновесных состояний, и можно ли создать такой механизм, для которого все такие состояния являлись бы оптимальными.
В отличие от математики, которая не всегда приложима к реальным задачам, от экономических теорий ждут конкретных решений. Игры Гурвица помогают участникам аукционов купить или продать тот или иной предмет как можно более выгодно для себя.
Другим случаем поиска оптимальных механизмов является работа государства с монополиями. Майерсон с некоторыми другими учеными, в частности, предположил, что надзорные органы и монополисты - участники игры Гурвица, причем у надзорных органов нет полной и достоверной информации о реальной себестоимости продукции монополиста. У Майерсона получилось, что у антимонопольщиков всегда есть выбор между обложением монополистов рентой и стимулированием эффективного уровня производства.
Как и всякая уважающая себя теория, теория оптимальных механизмов применима вне сферы, где она изначально появилась. Ее можно использовать для анализа голосований, что и проделал Эрик Маскин, подаривший выборщикам пару математических терминов.
Но что гораздо важнее, теория позволяет учитывать такие ситуации, в которых деньги - не главное. Например, оптимальные механизмы могут хорошо зарекомендовать себя в случае, когда приоритетом для правительства при проведении сделки или аукциона является общественное благо. Знали бы об этом авторы российской приватизации, к которой эта теория также применима, и российская экономика, возможно, была бы устроена чуть лучше.
Впрочем, сам Гурвиц гордится совсем другой областью применения своей теории. В телефонном интервью Нобелевскому комитету он назвал ее "социальным обеспечением". Таким образом, Нобелевскую премию получил не просто пенсионер, а пенсионер для других пенсионеров.