Правительство Виктора Зубкова одержало первую значимую победу над инфляцией, борьбу с которой новый премьер-министр объявил одним из приоритетов своей деятельности. Производители и продавцы хлеба, молока, масла, сыра и других продуктов согласились заморозить цены до конца 2007 года. Принципы рыночной экономики в очередной раз пали жертвой необдуманного планирования бюджета и популистских мер российских властей.
В 2006 году правительство впервые за 15 лет справилось с плановым показателем по инфляции – цены за год выросли на девять процентов. В следующем году чиновники пообещали снизить этот показатель до восьми процентов и добились того, чтобы именно такой показатель был зафиксирован в бюджете страны на 2007 год. Это означало, что индексация зарплат бюджетникам, а также тарифов государственных монополий должна была происходить с оглядкой именно на этот показатель.
В начале года правительству Михаила Фрадкова удавалось держать инфляцию под контролем. Но уже к лету ситуация начала меняться – темпы роста цен постепенно догоняли прошлогодние. Надежды на августовскую дефляцию, которая обычно вызвана снижением стоимости фруктов и овощей, не оправдалась. А за девять месяцев 2007 года темпы роста цен превысили показатели того же периода 2006 года.
Сентябрьская инфляция оказалась для правительства сюрпризом. Макроэкономика России получила удар, "откуда не ждали" – от продовольственных товаров. За месяц молоко подорожало на 7,2 процента, сыр и масло – на 13 с половиной процентов. В некоторых регионах продукты питания подорожали на четверть.
В общем итоге цены в сентябре подросли на 0,8 процента, а по итогам девяти месяцев – на 7,5 процента. По итогам года же чиновники прогнозировали инфляцию в восемь процентов.
Причины резкого роста цен так до конца и неясны. Антимонопольщики начали проверять производителей молока, заподозрив их в искусственном завышении цен, но проверка пока не завершена. Ряд чиновников обвинил во всех бедах мировой рынок, где цены на продовольственные товары действительно растут.
Еще одной причиной, по которой может расти инфляция, является рост расходов из бюджета. Об этой опасности не раз предупреждал глава Минфина Алексей Кудрин, но к его голосу в правительстве прислушиваются лишь отчасти – многие до сих пор не понимают, для чего держать огромный Стабфонд, когда его можно быстро потратить.
Кажется, никто из чиновников не вспомнил о том, что правительство, борясь в 2007 году с засильем иностранцев на продовольственных рынках, прилично опустошило эти самые рынки, из-за чего многие жители стали покупать более дорогие товары в магазинах, а дешевые просто исчезли.
Кабинет министров, сформированный Виктором Зубковым, прежде всего заявил, что не сумеет удержать инфляцию в запланированных рамках. Тем самым ответственность за инфляционный провал как бы легла на старое правительство и, прежде всего, на бывшего главу Минэкономразвития Германа Грефа, единственного министра экономического блока, который покинул Белый дом.
О том, что инфляция сумела победить правительство, говорил и Владимир Путин на «прямой линии». Президент сказал, что с темпами роста цен необходимо бороться увеличением зарплат, то есть увеличением бюджетных расходов – как раз тем, против чего неоднократно выступал Алексей Кудрин.
Меры для сдерживания инфляции Виктор Зубков принял проверенные – производителей и продавцов продуктов питания пригласили на совещание в правительство. Как работают такие совещания, хорошо известно по примеру 2005 года, когда точно таким же образом обсуждать инфляцию пригласили ведущих нефтяников страны.
Два года назад из-за роста мировых цен на нефть в России начал резко дорожать бензин. Вслед за ним выросли тарифы на перевозки, что повлекло за собой скачок инфляции. После совещания у главы Минпромэнерго Виктора Христенко, нефтяники, среди которых были представители ТНК-BP, "Лукойла", "Сибнефти" (теперь – "Газпром нефти"), "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти", согласились заморозить цены на бензин.
Победить инфляцию такая мера, впрочем, все равно не помогла. Как только нефтяники заморозили цены, стоимость нефти на мировых рынках опустилась, однако снижать один раз уже замороженные цены никто не спешил.
В 2007 году ситуация оказалась чуть сложнее. Если для того, чтобы стабилизировать цены на бензин, необходимо пригласить для беседы всего десяток человек, то в сфере продуктов питания работают тысячи и тысячи компаний – всех в правительство не пригласишь. В Минсельхозе решили обсудить ситуацию только с самыми большими компаниями – по данным газеты "Коммерсант", в обсуждении участвовали представители "Вимм-Билль-Данна" (ВБД), "Юнимилка", "Метро", "Перекрестка", "Мосмарта" и некоторых других участников рынка.
Соглашение с производителями и продавцами пока не подписано. По данным "Коммерсанта", правительство окончательно согласует документ с бизнесменами в середине недели. Замораживание цен произойдет по всей России – ожидается подписание как общефедерального соглашения, так и нескольких региональных.
В Минэкономразвития утверждают, что участие в программе замораживания цен – дело исключительно добровольное. Большинство крупных игроков на рынке, тем не менее, наверняка поспешит подписать документ – это добавит им как лояльности покупателей, так и лояльности властей, что еще важнее.
Замораживание цен коснется только социально значимых товаров. В эту категорию попали питьевое молоко жирностью до двух с половиной процентов, нежирный кефир, сметана, хлеб, яйца, сахар, сыр, подсолнечное масло. "Замораживать" цены будут производители, а торговые сети, в свою очередь, пообещали установить на товары минимальную наценку в десять процентов.
Предполагается, что действовать соглашение между правительством и бизнесменами будет до конца 2007 года, после чего производители вновь получат возможность поднятия цен на свою продукцию, а продавцы – на увеличение наценок. Именно тогда можно ожидать нового скачка цен, когда бизнес начнет задним числом "отыгрываться" за вынужденные убытки. Но этого правительство не боится – пересматривать прогноз по инфляции на 2008 год пока никто не собирается.