Министр обороны России Анатолий Сердюков принял решение сохранить в российских вооруженных силах такой институт наказания как дисциплинарные батальоны. Это произошло несмотря на намерение Минобороны к концу этого года упразднить дисбаты, а провинившихся военнослужащих отправлять для отбывания наказания в колонии, находящиеся в ведении ФСИН.
Пересмотр политики в отношении дисбатов был продиктован соображениями гуманности, сказали в министерстве, где решили, что осужденным военнослужащим будет лучше, если они останутся под юрисдикцией этого ведомства, а не будут направляться в общие места лишения свободы.
Анатолий Сердюков, сменивший в феврале 2007 года Сергея Иванова на посту министра обороны, посетил в последние месяцы дисбаты, расположенные в разных военных округах и пришел к выводу, что условия содержания в них лучше, чем в колониях.
В настоящее время в Вооруженных силах России действуют пять дисбатов: два из них расположены в Сибирском военном округе в Чите и Новосибирске, и по одному - в Дальневосточном (Уссурийск), Московском (поселок Мулино) и Северо-Кавказском (поселок Замчалово) округах. Штатная численность постоянного состава этих подразделений составляет более 1200 человек, однако количество отбывающих в них наказание военнослужащих точно неизвестно.
По официальным данным Минобороны на 1 октября, с начала 2007 года в Вооруженных силах были зафиксированы 11697 преступлений и происшествий. При этом причиной смерти девяти человек стали неуставные взаимоотношения, еще 20 человек были убиты намеренно или по неосторожности, сто военнослужащих стали жертвами несчастных случаев. При этом наибольшее число смертей (181 умерший из 352) вызвано самоубийствами.
По данным за 2006 год, в армии произошли 20747 преступлений, большинство из которых совершили военнослужащие по призыву (9243 человек). На втором месте среди нарушителей оказались контрактники (2892 человека). Немного отстал от них офицерский состав (2422 человека), а последнее место заняли прапорщики (924 человека).
Для того, чтобы оказаться в дисбате, нужно решение военного суда. В эти исправительные учреждения направляются военнослужащие, совершившие преступления, не относящиеся к категории тяжких, но которые по Уголовно-процессуальному кодексу караются тюремным заключением сроком до двух лет. Большую часть контингента составляют осужденные за самоволку и дедовщину.
В дисбатах действуют нормы общевоинских уставов, а не УПК. Кроме того, в документах правонарушителя не появляется отметка о судимости, но при этом, отбыв наказание в дисбате, военнослужащий должен отслужить положенный ему срок в обычном подразделении. В принципе, главное отличие исправительного подразделение от обычной воинской части заключается в неукоснительном соблюдении устава, более жестком распорядке дня и отсутствии увольнений. Обязательные работы для находящихся в дисбате, как правило, связаны с хозяйственной деятельностью
Бывший министр обороны, а ныне первый вице-премьер Сергей Иванов выступал за упразднение дисбатов и передачу их функций Министерству юстиции. По его мнению, в дисбатах нарушаются права человека, "а офицеры и прапорщики теряют профессиональные качества". Кроме того, Иванов назвал дисбаты анахронизмом, которого не существует ни в одной армии мира.
В то же время идею о сохранении дисциплинарных батальонов поддержали в Комитете солдатских матерей, где считают, что солдату за незначительные преступления лучше отбыть наказание подобным образом, чем садиться в тюрьму.
Кроме дисбата в российских вооруженных силах существует еще один специфический вид наказания - гауптвахта. В июле 2002 года гауптвахты были упразднены как противоречащие Конституции РФ, так как солдаты заключались под стражу не по решению суда, а по приказу командира части.
Однако рост армейской преступности вынудил власти возродить этот институт, и с 1 января 2007 года вступил в силу закон, вернувший гауптвахты. Согласно новым правилам, командир части теперь имеет право с санкции суда применять к военнослужащим дисциплинарный арест сроком до 30 суток за грубые проступки, к которым относятся самовольное оставление части, нарушение правил несения боевого дежурства и обращения с оружием, а также употребление алкоголя и наркотических веществ.