Лента Ру прослушала, а после попыталась проанализировать альбомы интернациональной певицы Керен Энн, французского электронного проекта M83, дуэта несовершеннолетних панков Tiny Masters of Today и группы Liars, в прошлом году, видимо, совершавшей космическое путешествие, но в этом решившей приземлиться.
Keren Ann - Keren Ann
EMI, 2007Керен Энн родилась в Израиле; в роду у нее есть русские евреи, а также выходцы с Явы и из Голландии. В детстве она успела пожить в Нидерландах и Франции, теперь перемещается преимущественно между Парижем и Нью-Йорком. Пятая сольная работа певицы в какой-то степени отражает все эти переезды. Керен Энн - исполнительница практически универсальная, она собрала в своих песнях отголоски многих культур, и ее музыка может показаться знакомой практически любому слушателю. Записанные певицей композиции не относятся к какому-то конкретному стилю, но несут в себе черты многих: при желании можно расслышать и фолк, и трип-хоп почти в духе Portishead, и французский шансон, и отсылки к эмбиентным альбомам Брайана Ино.
Впрочем, главное достоинство Керен Энн - не универсальность. Спасибо ей надо сказать за то, что в год, когда любой уважающий себя музыкант считает необходимым выпустить пластинку-манифест (кто-то грузит слушателей, кто-то пытается изменить музыкальную индустрию в целом), она записала альбом спокойных красивых песен, ничуть не кичащихся своей красотой.
Диск у Керен Энн вышел достаточно однородным, но некоторые треки все же можно выделить. Например, блюзовый номер It Ain't No Crime звучит чуть агрессивней всего остального материала, а завершающая альбом инструментальная вещь Caspia кажется на общем фоне почти танцевальной.
M83 - Digital Shades (vol. 1)
Gooom, 2007Названный в честь далекой галактики французский проект M83 начинался как дуэт. Первые альбом группы - попытки совместить наследие My Bloody Valentine и Жана-Мишеля Жарра: треки представляют собой стены оглушительного шума, выстроенные не из гитарного жужжания, а из наложенных друг на друга партий синтезаторов. Перед записью третьей пластинки дуэт развалился, и в Москву пару лет назад приезжал с концертом только один оригинальный участник, Энтони Гонзалез, правда, в сопровождении сессионных музыкантов.
На сцене Гонзалез изображал звезду рок-н-ролла. Все ужимки и интонации давали понять, что музыкант чрезвычайно горд собой и вообще планирует превратить M83 в стадионную группу, сравнимую с U2 или "Роллингами". С учетом всего вышесказанного, пластинка Digital Shades звучит довольно неожиданно. На ней полностью отсутствуют какие-либо хиты, да что там, по сути, на ней и песен-то нет.
Вместо стадионов Гонзалез вдруг двинулся в сторону эмбиентных альбомов Брайана Ино. Треки не содержат бита, отчетливый вокал звучит всего в одной композиции, музыка никуда не торопится, клавишные переливаются из пустого в порожнее. Все бы ничего, но звуковые зарисовки M83 кажутся чрезвычайно скучными. В конце концов, даже самые задумчивые композиции Ино продолжительностью в час не включали в себя куски, состоящие из одной басовой ноты. У Гонзалеза же пятиминутный трек Dancing Mountains ровно треть своего хронометража таким способом проверяет терпение слушателей. Горы, вероятно, танцуют чрезвычайно медленно; остается открытым вопрос: есть ли смысл наблюдать за их плясками?
Tiny Masters of Today - Bang Bang Boom Cake
Mute, 2007Прослушивание этой пластинки вызывает некоторое недоумение: этот минималистичный панк, сыгранный всего-то двумя музыкантами, все заинтересованные вроде бы уже неоднократно слышали в исполнении, например, White Stripes. Участники "Крохотных хозяев сегодняшнего дня", кроме всего прочего, еще и играют несколько хуже, чем Мег и Джек Вайт. Ситуацию не спасают ни диджейские скрэтчи (которые тут, вообще говоря, не к месту), ни речитативы, ни приглашенные звезды (в данном случае - Карен О и Ник Зиннер из Yeah Yeah Yeahs).
Но альбом начинает восприниматься иначе, если копнуть чуть глубже. Выясняется, что участники Tiny Masters of Today, Ада и Иван, оправдывают название коллектива как минимум на треть. Мальчику (гитара и голос группы), оказывается, всего тринадцать лет, девочке (вокал, бас, клавиши и перкуссия) и того меньше - одиннадцать. Действительно: если и не "хозяева сегодняшнего дня", то уж точно "крохотные". По сути, эти дети не музыку играют, а просто играют, веселятся, развлекаются, как и все их сверстники.
Играющие дети - картина настолько умилительная, что "Крохотным хозяевам сегодняшнего дня" можно сразу же простить многие огрехи, включая отсутствие запоминающихся песен, слабые вокальные данные и неумение играть на музыкальных инструментах. Что же касается родителей Ады и Ивана (они представляются эдакими хиппи-переростками), то им можно было бы посоветовать повременить пока с превращением собственных отпрысков в звезд рок-н-ролла. Одиннадцать лет - все же не тот возраст. Но, разумеется, это дела внутрисемейные.
Liars - Liars
Mute, 2007В 2006 году трио Liars ("Лжецы") выпустило отличную пластинку под названием Drum's Not Dead. Альбом был что называется "концептуальным". Все композиции объединялись общей сюжетной канвой. Речь на пластинке шла о противоборстве мистера Инфаркта (Mr. Heart Attack) и заявленного в названии диска Барабана (Drum); первый олицетворял неуверенность и страх, второй - решительность и созидательное начало.
Тот факт, что уже год спустя "Лжецы" подготовили новую полнометражку, появились сомнения: а не будет ли очередной альбом собран из остатков, то есть из треков, не вошедших в предыдущий? Но на деле оказалось, что Liars - вполне самостоятельная работа. Общие черты с пластинкой 2006 года, разумеется, есть: первобытные шаманские ритмы, узнаваемый голос, то читающий мантры, то истошно вопящий, вспышки шума. Но если Drum's Not Dead - это буквально какое-то космическое путешествие, то Liars - все же уже приземление и последующее обустройство на новом месте. Во-первых, звук стал грубее и, пожалуй, агрессивней. Во-вторых, некоторые композиции теперь вполне можно назвать "песнями" (на предыдущей пластинке были собраны звуковые коллажи, мини-пьесы, да что угодно, но никак не песни). Например, трек Houseclouds вполне мог бы оказаться на каком-нибудь альбоме Бека; Freak Out - вполне себе рок-н-ролл с отсылками к Velvet Underground, а Sailing to Byzantium - так и вовсе почти баллада.
Диски предоставлены компанией GALA Records