Правосудие - это справедливость в действии.
Бенджамин Дизраэли
Похоже, петербуржцев в ближайшие несколько месяцев, а то и лет ожидает "судебный аттракцион" наподобие длительного процесса о сносе и реконструкции гостиницы "Россия" в Москве. Связан он будет, конечно, с возведением нового делового района "Охта-центра" (бывший "Газпром-сити"), доминантой в котором должен стать небоскреб "Газпрома". Первый шаг к этому уже сделан: вечером 25 октября Верховный суд отменил решение суда Санкт-Петербурга о законности городской программы о строительстве на набережной реки Охты и направил дело на повторное рассмотрение.
А ведь небоскреб "Газпрома" мог бы быть таким.
Проект компания Studio Daniel Libeskind LLC. Иллюстрация с сайта archi.ru
Собственно, можно сказать, что "камешком" преткновения, о который споткнулся проект, стал статус целевой программы "Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге", принятой, как считают горожане, без проведения таких обязательных процедур, как общественные слушания и экологическая экспертиза. В июле 2007 года городской суд отказался отменить программу, согласившись с представителями властей, что она не является разрешением на строительство, а служит предварительным финансовым документом для будущего комплекса, где указан размер и источник инвестиций.
Однако на слушаниях в Верховном суде роковую роль сыграл письменный ответ председателя комитета по строительству администрации Петербурга Романа Филимонова на запрос об основаниях для работ на стройплощадке "Охта-центра". В письме Филимонова указывалось, что "принятие целевой программы и является решением о строительстве" объекта. Исправить ситуацию не помогли и заявления представителя губернатора города о том, что это "техническая ошибка" и "частное мнение".
Или таким.
Проект Herzog & De Meuron Architekten AG. Иллюстрация с сайта archi.ru
В каком-то смысле решение Верховного суда стало первой победой горожан, которые давно и достаточно безуспешно протестуют против газпромовской башни, которую гораздый на экзотические сравнения Борис Гребенщиков обозвал "плевком дьявола". По мнению петербуржцев и специалистов по архитектуре, 396-метровая высотка нарушит исторические очертания Санкт-Петербурга, из-за чего город может быть исключен из списка исторического наследия ЮНЕСКО.
Кто только не "выступал против" проекта и не вмешивался в ситуацию с ним. Жители Петербурга, дизайнеры, архитекторы, организация по спасению памятников культуры, "потомки Пушкина" и сам президент РФ. Наконец, 22 октября губернатор города Валентина Матвиенко назвала газпромовский небоскреб "нерешенным вопросом" и сообщила, что он будет еще раз обсуждаться весной 2008 года на встрече с авторами, после чего свою точку зрения выскажет и ЮНЕСКО.
Или даже таким.
Проект Office for Metropolitan Architecture (O.M.A.). Иллюстрация с сайта archi.ru
Напомним, концепцию нового района разработало лондонское бюро RMJM, среди российских проектов которого - московская башня "Сити Палас", где будет расположен самый большой в столице дворец бракосочетаний. Весь "Охта-центр" намечено построить к 2016 году, а небоскреб для газового монополиста и его "дочек" - к 2012.
На общей территории 25 гектаров предусматриваются деловые центры, общественные здания, спорткомплекс, культурный комплекс, музей современного искусства и концертный зал, а также гостиница, торговые помещения и театр. Кстати, офисам "Газпрома" достанется всего 16 процентов территории, при этом газовики профинансируют половину проекта.
Ранее предполагалось, что объем инвестиций в размере 60 миллиардов рублей полностью поступит из бюджета Санкт-Петербурга. Однако еще в июле городские власти приняли решение сократить расходы более чем в два раза - на 30,6 миллиарда рублей. Валентина Матвиенко еще раз подчеркнула в октябре, что "Газпром" самостоятельно профинансирует все, что "относится к бизнес-центру".
Между тем реалистично подходящие к процессу горожане не надеются на безоговорочную победу при повторных слушаниях дела и только верят, что суд примет решение, "более полезное" для их борьбы.
А чиновники, наверно, будут теперь осторожнее в переписке.