Триумфатором Римского кинофестиваля-2007 оказалась канадская комедия "Джуно", вторая полнометражка Джейсона Рейтмана, снявшего годом раньше экранизацию романа Кристофера Бакли "Здесь курят". "Джуно" в этом году показывали в Каннах, и даже главные скептики - рецензенты журнала Variety - тогда одобрительно покашляли в адрес этой картины. Выбором лауреата главной премии Римского фестиваля занимались 50 любителей (не критики, не сценаристы, а обычные завсегдатаи кинотеатров) из Италии и нескольких европейских стран. Из четырнадцати конкурсных картин им больше всего понравилась "Джуно".
Джейсон Рейтман - 30-летний сын Айвана Рейтмана, режиссера нескольких известных голливудских комедий ("Джуниор", "Близнецы" и "Детсадовский полицейский" с Арнольдом Шварценеггером, "Охотники за привидениями", недавняя "Моя супербывшая" с Умой Турман). Рейтман-младший делает ставку не на известных актеров, а на сценарий. Едкий текст Бакли в "Здесь курят" - сам по себе лакомый кусок для кинематографиста, и Рейтман вполне с ним справился. Для "Джуно" сценарий написала дебютантка, 29-летняя блоггерша, в прошлом стриптизерша со Среднего Запада, пишущая под псевдонимом Дьябло Коди (Diablo Cody). Коди придумала не только смешные и проницательные диалоги, но и сумела вложить их во внятную драматургию. Благодаря миниатюрной 20-летней канадке Эллен Пейдж и ее взрослым партнерам - Дженнифер Гарнер, Элисон Джейнни и Джей Кей Симмонсу - фильм "Джуно" получился удачной, в меру острой драмой о девушке-подростке Джуно Макгафф (в ее имени звучит прямое указание на богиню домашнего очага и брака Юнону), которой приходится стремительно взрослеть из-за незапланированной беременности.
В американском кино жанр "маленькая независимая комедия" существует успешно, его особо удачливые образчики забираются довольно высоко по премиальным ступенькам: достаточно вспомнить серию наград прошлогоднего хита "Little Miss Sunshine" ("Маленькая мисс Счастье"), или недавние одиночные удачи фильмов вроде "The Squid and the Whale" ("Кальмар и кит", номинация на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, 2006) и "Junebug" (номинация на "Оскар" за лучшую женскую роль, 2006). Канадское происхождение "Джуно" гарантирует картине не только национальные кинопремии (римский приз им будет порукой), но и номинации на американские награды.
В прошлом году жюри первого Римского фестиваля, как мы помним, выбрало из всей конкурсной программы лучшим фильмом "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Между "Джуно" и "Жертвой" сходство усмотреть можно: обе картины - умные комедии молодых режиссеров, с хорошими сценариями и яркими актерами. То, что оба фильма получили главные призы в Риме, наводит на размышления о том, чего же хочет зритель. А вот этого он и хочет: чтобы было умно, весело, без метафизики и морализаторства, и поменьше насилия на экране. Вполне приемлемая точка зрения, спорить не о чем. Вот только сильной стороной фестиваля были отнюдь не зрители и их выбор, а премьеры фильмов грандов кино вроде Копполы и Редфорда. Надо полагать, что этим именитым режиссерам Рим дорог как место, где многое напоминает о великом послевоенном итальянском кино. Таким образом, Римский фестиваль пока состоит из двух непересекающихся частей - из конкурса фильмов молодых или не слишком известных в Европе режиссеров и из дани уважения теням прошлого со стороны знаменитостей. Посмотрим, что будет в следующем году.