Проект по переносу части столичных функций в Санкт-Петербург, родившийся после укоренения "питерских" в Москве, набирает обороты. Вслед за Конституционным судом в северную столицу планируют переселить главный штаб военно-морского флота. Основной выдвигаемый аргумент - "необходимость возвращения к колыбели российского флота".
Переезд главкомата ВМФ с сопутствующими структурами в Питер обсуждается давно - первые слухи появились еще в прошлом году. В качестве предполагаемого места размещения штаба ВМФ называется здание Адмиралтейства, которое сейчас занимает штаб ленинградской военно-морской базы, инженерный институт ВМФ и другие учреждения.
Положительные эффекты такого переезда, кроме невнятного "восстановления традиции", не видны, зато отрицательные, к сожалению, можно перечислять долго.
Прежде всего, переезд крепко ударит по карману военного ведомства - на перемещение штаба, по разным оценкам, потребуется от 15 до 25-30 миллиардов рублей. Основная часть денег будет израсходована на строительство новых жилых и административных зданий. Помимо этого, вблизи Петербурга придется сооружать новые комплексы основного и запасного командного пункта ВМФ, обеспечивать их инфраструктурой, аппаратурой управления и связи, силами охраны и вспомогательным персоналом. В сумме потраченные средства приблизятся к цене дивизии (четыре-шесть единиц) новейших атомных подводных ракетоносцев проекта 955, 15-20 дизельных подлодок проекта 677 или нескольких десятков капитально отремонтированных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3.
Кроме значительных финансовых затрат, переезд неизбежно повлечет кадровые потери - офицеры и адмиралы центрального аппарата и главного штаба ВМФ, имеющие квартиры в Москве и выслужившие пенсию, начнут массово увольняться в запас. На фоне недавней смены главкома ВМФ и неизбежной "чемоданной" неразберихи, такой исход офицеров способен парализовать главкомат ВМФ как минимум на год не хуже, чем ядерный удар.
Этот паралич дополнительно будет усугублен отрывом главкомата ВМФ от высших органов военного управления - генерального штаба, главных штабов и главкоматов других видов ВС и руководства страны. В настоящее время компактное расположение органов высшего военного управления позволяет оперативно решать любые возникающие вопросы, относительно быстро согласовывать документы, в том числе те, которые ни в коем случае не могут быть доверены электронным средствам коммуникации, и при необходимости созывать экстренные совещания представителей различных видов вооруженных сил. После переезда центрального аппарата и штаба ВМФ в Петербург придется либо тратить дополнительные и очень большие средства на прокладку и поддержание линий связи, защищенных от любого внешнего вмешательства, либо мириться с неизбежной потерей оперативности управления.
Обращаясь к опыту "вероятных союзников", можно заметить, что штабы всех видов вооруженных сил США и объединенный комитет начальников штабов сосредоточены не только в одном городе, но и в одном здании - Пентагоне. Знаменитое на весь мир здание-символ вооруженных сил США было отдано под военное управление именно с целью максимального облегчения взаимодействия различных видов ВС между собой. И, невзирая ни на какое развитие современных средств связи, ВС США не намереваются "разводить" свои штабы, передислоцировав, скажем, штаб ВМС - в Норфолк, ВВС - в Лэнгли, Сухопутных войск - в Форт-Худ, а морскую пехоту - в Мирамар.
На случай войны, разумеется, у всех видов ВС, как в США, так и в России, имеются запасные командные пункты - рассредоточенные, замаскированные и защищенные. Но нет никакого смысла устраивать войну в мирное время, создавая по российской традиции проблемы на ровном месте. Санкт-Петербург, разумеется, остается колыбелью российского флота, но ВМФ уже давно вырос из детского возраста, и перенос центрального аппарата и главного штаба ВМФ в "северную Венецию" выглядит такой же нелепицей, как базирование, скажем, океанских ракетных крейсеров Северного флота в "Маркизовой луже" - части Финского залива от Питера до Кронштадта.