Без страха и сомнения

Умер американский пилот, сбросивший ядерную бомбу на Хиросиму

Пол Тиббетс. Фото с сайта legendsofairpower.com

1 ноября 2007 года в своем доме в Коламбусе, штат Огайо, в возрасте 92 лет скончался американский пилот Пол Тиббетс, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Он на три года пережил генерала Суини, который бомбил Нагасаки. "Смерть любит своих поставщиков" - генерал Тиббетс, как и большинство других офицеров, участвовавших в атомных бомбардировках Японии, прожил долгую жизнь и сделал хорошую (хоть и не головокружительную) карьеру, уйдя в запас в звании бригадного генерала ВВС США. До конца жизни Тиббетс не сомневался в том, что действовал правильно.

Смерть самого известного в мире летчика ВВС США вновь привлекла внимание к той единственной операции, которая увековечила его имя. Этот интерес тем более велик, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали первым и, пока что, последним боевым применением ядерного оружия.

Предпосылки атаки на Хиросиму появились в сентябре 1942 года, когда в США стартовал известный "Манхэттенский проект", в рамках которого велась разработка ядерного оружия. Научным руководителем проекта стал выдающийся ученый Роберт Оппенгеймер, куратором и организатором - генерал Лесли Гроувз, получивший практически неограниченные полномочия (впоследствии такую схему скопируют в СССР, где научное руководство проектом будет возложено на Игоря Курчатова, а организационные и контрольные функции - на Лаврентия Берию).

В "Манхэттенском проекте" была задействована плеяда выдающихся ученых, уже имевших или получивших впоследствии всемирную известность - Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Лео Сциллард, Джон фон Нейман и многие другие. Следует, впрочем, отметить, что вопреки популярному заблуждению, Альберт Эйнштейн, чье совместное с Лео Сциллардом и другими учеными письмо Рузвельту, написанное еще в 1939 году, стало отправной точкой для начала предварительных работ по проекту, не участвовал в создании бомбы - американские спецслужбы не были уверены в его благонадежности. Сам Эйнштейн до конца жизни задавался вопросом о моральности (или аморальности) применения ядерного оружия.

К середине 1944 года стало ясно, что создание эффективного ядерного заряда - дело ближайших месяцев. Командование армии США начало подготовку к практическому применению нового оружия. Первой воинской частью, которой предстояло применить атомную бомбу, стала 509-я смешанная авиационная группа, изначально создававшаяся для испытаний и применения авиационных бомб большой мощности. В качестве самолета-носителя был выбран стратегический бомбардировщик B-29, обладавший уникальными для того времени летными характеристиками. Какие города - немецкие или японские - станут целью, еще не было ясно. Участники проекта спешили - осенью 1944 года все полагали, что немцы, открывшие в свое время эффект цепной реакции распада ядер урана, также находятся в завершающей стадии разработки ядерного оружия.

Кроме бомбардировщиков, в состав 509-й группы были включены транспортные самолеты C-54, что определило ее классификацию как "смешанной". Новая воинская часть была сформирована 9 декабря 1944 года и приступила к боевой подготовке 17 декабря на авиабазе Уэндовер в штате Юта. Используемые группой самолеты B-29 были модернизированы по проекту Silverplate. От оригинальных самолетов они отличались увеличенными размерами бомболюка и усиленными замками бомбодержателей. Кроме того, самолеты были оснащены камерами для фиксации результатов взрыва и шторками на стеклах кабины и блистерах, позволявшими защитить экипаж от ослепительной вспышки. Внешне самолеты-носители ядерных бомб отличались от остальных светлой "отражающей" окраской - самолеты окрашивали в светлые тона - белый, серебристый, голубой. Часть самолетов просто не красили - тяжелые бомбардировщики сверкали в лучах солнца полированным дюралем с нанесенными опознавательными знаками и номерами.

К апрелю 1945 в составе 509-й группы было 14 подготовленных экипажей, каждый из которых совершил не менее 50 учебных полетов со сбросом инертного боеприпаса, и полковник Тиббетс объявил о боеготовности группы. Началась подготовка к переброске самолетов и экипажей за океан. К этому времени уже было ясно, что целью для атомных бомб станут города Японии - у Германии шансов продержаться до готовности первых боеприпасов нового типа уже не было.

Подготовка

21 июля 1944 года американские войска высадились на острове Тиниан – маленьком клочке суши, входящем в обширный архипелаг Марианских островов. Несколько квадратных километров скал, болотистых зарослей и пляжей, засыпанных белым коралловым песком, представляли слабый стратегический интерес для Японии, хотя армия Страны Восходящего Солнца и дралась за него как всегда до последнего солдата. Но США получили неоспоримое стратегическое преимущество: теперь у них была база, с которой воздушные сверхкрепости могли вести бомбардировку Японских островов.

Cледующий шаг был сделан в апреле 1945 года, когда разразилась битва за Окинаву, обернувшаяся крупномасштабной мясорубкой даже по меркам привыкших за время войны к большим потерям Германии и СССР, не говоря уже о США. С захватом этого острова США получили возможность атаковать японские острова с помощью тактических бомбардировщиков и истребителей.

Первые транспортные самолеты 509-й авиагруппы с экипажами и техниками прибыли на театр военных действий 18 мая 1945 года, приземлившись на острове Тиниан. 29 мая на Тиниан прибыли вспомогательные подразделения и персонал группы. Бомбардировщики начали прибывать с 11 июня. 509-я группа вошла в состав 313 бомбардировочного крыла, принимавшего участие в бомбардировках Японии с февраля 1945 года. В связи с секретностью новой части район ее базирования был отнесен на несколько миль в сторону от остальных частей и тщательно охранялся.

В это же время командир группы подобрал себе самолет для боевых действий - B-29 серии 45-MO, модификации Silverplate, серийный номер 44-86292, сошел с производственной линии фирмы Glenn L. Martin 9 мая 1945 года.

После завершения наземных тренировок экипажи приступили к боевой подготовке. Как сообщает журнал боевых действий 509-й смешанной группы, 13 самолетов ее 393-й эскадрильи в течение июля и первой недели августа 1945 года совершили:

  • 17 индивидуальных тренировочных полетов без боеприпасов.
  • 15 групповых вылетов на боевое применение по целям на островах Трук, Маркус, Рота, Гугуан. Вылеты совершались в составе крупных соединений численностью до 90 бомбардировщиков с использованием фугасных авиабомб.
  • 12 групповых вылетов на боевое примение против целей на территории Японских островов с использованием фугасных боеприпасов.
    Между 22 и 29 июля самолеты сбросили на цели 37 фугасных бомб, имитировавших ядерную бомбу "Толстяк", которая впоследствии будет сброшена на Нагасаки.
  • 8 учебных полетов со сбросом инертных сборок, имитирующих боеприпасы "Малыш" (пять полетов) и "Толстяк" (три полета).
  • 1 практический полет с загруженной инертной сборкой "Малыша" на остров Иводзима с проведением выгрузки/погрузки бомбы на запасном аэродроме с целью проверить возможность смены бомбардировщика-носителя в случае возникновения неполадок на основной машине в ходе полета.

    Полковник Тиббетс активно участвовал в подготовке - за июль 1945 года он совершил восемь тренировочных и два боевых вылета, каждый из которых длился от 8 до 12 часов.

    Тем временем в США прошли испытания "Устройства" (Device) - так был назван первый ядерный боеприпас. "Устройство" было взорвано на полигоне в Аламогордо в штате Нью-Мексико 17 июля 1945 года. Находившийся в это время в Потсдаме президент США Гарри Трумэн сообщил об успехе Черчиллю и Сталину. Это сообщение - фактически первый в истории акт "ядерной дипломатии" - стало поводом для активизации работ над советским ядерным проектом.

    Трумэн, который сам узнал о настоящем содержании Манхэттенского проекта только после смерти президента Рузвельта, рассчитывал на испуг, однако Сталин оставался спокоен. Он внимательно выслушал президента Трумэна, поздравил его с выдающимся достижением американских ученых и инженеров и уехал в свою резиденцию. Из докладных записок Курчатова он знал, что скрывается за "бомбой огромной разрушительной силы", а советская разведка уже подбиралась к главным исполнителям Манхэттенского проекта.

    Боевое применение

    16 июля бомба, в которой не хватало небольшой доли урана, была погружена на борт крейсера "Индианаполис", немедленно вышедшего в море. 26 июля он доставил на остров Тиниан первый ядерный боеприпас - бомбу "Малыш". 29 июля на Тиниан прибыл генерал Карл Спаатс, командовавший стратегической авиацией на тихоокеанском ТВД. Подготовка к боевому применению ядерного боеприпаса вошла в завершающую стадию. 28 июля и 2 августа 1945 года на Тиниан самолетами были доставлены компоненты бомбы "Толстяк".

    Комиссия по выбору целей, заседавшая в Вашингтоне в мае-июне 1945 года, рекомендовала в качестве возможных целей Киото, Хиросиму, Ниигату и арсенал в Кокуре. Комиссия отвергла идею использования этого оружия против чисто военной цели, поскольку был шанс промахнуться мимо маленькой цели, не окруженной обширной городской зоной. Кроме того, говорилось, что "это снизит психологический эффект, оказываемый на противника". В качестве основной цели генерал Гроувз рассматривал Киото, аргументируя это тем, что "во-первых, этот город имеет больше миллиона населения, что, следовательно, обещает хороший эффект взрыва; во-вторых, он занимает огромную площадь, на которой вполне укладывается предполагаемый диаметр зоны разрушения".

    Однако министр обороны США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка из-за его культурного значения. По словам профессора Эдвина О. Райшауэра, Стимсон "знал и ценил Киото со времен его медового месяца там десятилетиями ранее". Так первое место в списке заняла Хиросима.

    27 июля в Потсдаме начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия. Приказ привез на Тиниан 29 июля Карл Спаатс. Документ, разработанный Лесли Гроувзом, предписывал нанести удар "в любой день после третьего августа так скоро, как только позволят погодные условия". B-29 мог нанести бомбовый удар и по закрытой облаками цели, но для детального контроля результатов атаки и анализа ее эффективности требовалась безоблачная погода.

    Погоды ждали три дня.

    Пятого августа полковник Тиббетс "окрестил" свою машину - B-29 "бортовой номер 82-черный" получил имя Enola Gay в честь матери командира группы. Глубокой ночью, в 2:45 6 августа 1945 года "Энола Гей" оторвалась от взлетной полосы аэродрома Норт Филд и направилась к Японии в составе соединения из семи машин - ее самой, запасного самолета, трех разведчиков и двух контролеров. Разведчикам предстояло определить точную цель из четырех назначенных.

    Миссия грозила провалиться - майоры Джон Вильсон и Ральф Тейлор, командиры разведчиков-бомбардировщиков "Джебит III" и "Фулл Хаус", посланные к Кокуре и Нагасаки, сообщили о плотной облачности над целями.

    Но в 7:10 майор Клод Изерли, пилот бомбардировщика-разведчика B-29 c собственным именем "Стрэйт Флэш", послал сигнал "Бомбите первую цель" - небо над Хиросимой было безоблачным. Тем временем "Энола Гей" исправно шла по маршруту, и запасной бомбардировщик - "Топ Сикрет" под управлением капитана Чарльза Макнайта - совершил посадку на Иводзиме. На Хиросиму выходило звено из двух машин - "Энола Гей" с бомбой и B-29-45-MO 44-86291, "бортовой номер 91-черный", пилотируемый капитаном Джорджем Маркуортом, который должен был осуществлять контроль результатов налета. (После ядерной бомбардировки Нагасаки Маркуорт назовет свой самолет Necessary Evil - "Необходимое зло".) Позади них шел самолет "Грейт Артист" под управлением майора Чарльза Суини - на нем была установлена аппаратура для анализа продуктов взрыва и замера его мощности.

    Примерно в 7:15 самолеты были замечены радарами ПВО Японии, но малочисленность соединения заставила японцев предположить, что B-29 выполняют разведывательную миссию, в связи с чем истребители на перехват было решено не поднимать (к этому времени японские ВВС испытывали критический дефицит топлива). В 8:00 в Хиросиме была отменена воздушная тревога - по радио было объявлено, что при появлении самолетов надлежит укрыться, однако скорее всего они выполняют разведывательный полет и бомбового удара опасаться не следует.

    В 7:45 капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс – главный технический специалист по эксплуатации ядерной бомбы - установил предохранители в электрической цепи бомбы и включил питание. Возвращение самолета с бомбой на борту стало невозможным.

    08:14:17 - бомболюк открыт, бомба сброшена. Тиббетс вводит самолет в боевой разворот, на максимальной скорости уходя от точки сброса.
    08:15:02 - в шестистах метрах над одним из мостов в центре Хиросимы произошел подрыв ядерного боеприпаса "Малыш". Зафиксированная мощность взрыва равнялась тринадцати килотоннам, радиус сплошного разрушения - 1,6 километра, площадь пожаров - 11,4 километра. 90 процентов зданий Хиросимы были разрушены либо тяжело повреждены. Число жертв, по средневзвешенным оценкам, составило около 80 тысяч человек из 255-тысячного населения города. Разрушения оказались столь значительными еще и вследствие того, что "японская" застройка легко поддавалась огню и совершенно не выдерживала ударной волны. Будь на месте Хиросимы "типовой" европейский город с каменной и бетонной застройкой, радиус разрушения и процент уничтоженных зданий оказался бы многократно меньшим. Число жертв впоследствии возросло из-за лучевой болезни, составив в общей сложности около 140 тысяч человек.

    То, что в Хиросиме что-то произошло, в Токио поняли, как только оборвалась связь - город не отвечал ни по радио, ни по телефону, ни по телеграфу. С полустанка в 16 километрах от города передали сообщение "об ужасном взрыве". Происходящее поставило японский генштаб в тупик - там знали, что Хиросима не была целью крупного налета и что там не было больших складов взрывчатых веществ, которые могли бы взорваться вследствие диверсии или самопроизвольно. Вскоре в Хиросиму вылетел самолет с офицером, который имел приказ "разобраться и доложить". Прибыв в город около полудня, офицер застал там сплошной пожар. Истинная причина происходящего стала ясна спустя 16 часов после взрыва, когда в Вашингтоне объявили об успешном применении нового оружия.

    Поскольку Япония не проявляла готовности капитулировать, то 9 августа настала очередь второй цели. На сей раз жертвой стал Нагасаки. В этом вылете полковник Тиббетс участия не принимал. Удар наносил "Бокскар" под управлением Чарльза Суини, а "Энола Гей" под управлением Маркуорта выполняла роль метеоразведчика над запасной целью - городом Кокура. Вместе с самолетом Суини на Нагасаки выходили "Грейт Артист" и "Биг Стинк" под управлением капитана Фредерика Бока и майора Джеймса Хопкинса. "Грейт Артист", как и 6 августа, собирал информацию о взрыве, "Биг Стинк" вел фотоконотроль.

    Жертвами ядерной бомбардировки Нагасаки стали 74 тысячи человек. Так же, как и в Хиросиме, впоследствии это число возросло из-за лучевой болезни. К этому моменту японское руководство уже полностью осознало масштаб происходящего - японские физики смогли оценить произошедшее и составить соответствующий доклад. В сочетании с начавшимся наступлением советской армии в Маньчжурии, взрывы ядерных бомб заставили Империю капитулировать.

    Взрывы ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки положили начало эпохе ядерного сдерживания. Монополия США на обладание новым оружием была недолгой - с августа 1949 года и до нашего времени мир существует в условиях "равновесия страха" - когда последствия войны равно ужасны для обеих сторон, нет смысла ее начинать.

    Cчета судьбы

    Полковник Тиббетс продолжил службу в авиационном корпусе армии США, в 1947 году преобразованном в ВВС США.

    В 1959 году он получил звание бригадного генерала. В начале 60-х годов был назначен на должность военного атташе в Индии, но к исполнению обязанностей не приступил из-за начавшихся протестов. В 1966 году Тиббетс уволился в запас.

    Бомбардировщик "Энола Гей" был сохранен, и в настоящее время находится в национальном музее авиации и космонавтики США. 509-я смешанная авиагруппа продолжила свое существование. В настоящее время она известна как 509-я оперативная группа ВВС США. В ее состав входят бомбардировщики-невидимки B-2.

    Крейсер CA-35 Indianapolis, доставивший "Малыша" на Тиниан, заплатил самым первым и дороже всех - на полпути к заливу Лейте, в 00:14 30 июля 1945 года, крейсер-ветеран был торпедирован японской подводной лодкой I-58. Противоторпедная защита устаревшего корабля не выдержала одновременного попадания двух торпед, и крейсер быстро пошел ко дну. Из 1196 человек, находившихся на борту "Индианаполиса", в течение четырехдневной спасательной операции были спасены только 316. Большинство погибших стали жертвами акул.

    Большинство офицеров 509-й группы никогда не раскаивались в содеянном, не испытывая ни страха, ни сомнений по поводу сделанного. Бомбардир "Энолы Гей" Томас Ферби, непосредственно нажавший на кнопку сброса, иногда выражал сожаление по поводу большого количества жертв. Тиббетс и Суини, ставшие генералами, всю жизнь считали, что выполняли свой долг, и заявляли что готовы повторить ядерную атаку, если такая необходимость возникнет. "Я спокойно сплю по ночам", - сообщил Тиббетс журналистам. Расплачиваться по счетам своих товарищей в итоге пришлось Клоду Роберту Изерли, сошедшему с ума вскоре после событий 1945 года. Он и умер раньше всех, в 1978 году.

  • Обсудить
    Арабы на выход: курды проголосовали за независимость
    Референдум навсегда изменил Ближний Восток
    Падший дьявол
    Неуловимый наркобарон основал культ убийц и варил человеческие мозги в котле
    Ангела Меркель Без свастик
    Немецкие ультраправые впервые с 1945 года оказались у власти
    «Увидел чеченца и понял — будут унижать»
    Бежавший в Германию российский гей захотел дать эмиграции задний ход
    Свобода для скотовода
    В лучшем городе США изгнали политиков с полицейскими и погрязли в хаосе
    Виталик БутеринСюрприз от Виталика
    Кто убьет традиционную экономику
    День пенсионного единства
    ПФР поднимает уровень знаний о пенсионной системе по всей России
    Пирамида изгоев
    Кому выгодна смерть биткоина
    Жить будем
    Россияне обнищают, зато не умрут с голода
    Машины, которые вы никогда не увидите
    7 ну очень редких машин, встретить которые в пробке практически невозможно
    Тест: узнай машину без «одежды»
    Попробуйте опознать автомобили, у которых нет кузовных панелей
    Классическая история
    Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
    «Мерседес», выдыхай!
    Как сделать седан S-класса намного шире и не вызвать ни у кого подозрений