В самом конце октября в Северной Америке поступила в продажу одна из самых обсуждаемых игр 2007 года Manhunt 2. Судьба этого творения компании Rockstar в остальных регионах мира пока не определена. Искать официальное издание в российских магазинах сейчас вряд ли стоит, однако Лента Ру все же нашла возможность ознакомиться с версией игры для PS2, чтобы выяснить, чем же был вызван такой ажиотаж.
Главный герой игры - жертва некого "Проекта" Дэниел Лэмб (фамилия персонажа переводится как "ягненок"). Manhunt 2 начинается в психушке, пациентом которой Дэнни является. За окнами бушует гроза, в самом лечебном учреждении бушуют психи, у ног героя лежит мертвый санитар, и при этом сам Лэмб не имеет ни малейшего представления о том, как же так получилось. Еще один пациент по имени Лео сообщает Дэниелу, что надо убираться, причем как можно быстрее. В дальнейшем Лео дает и другие полезные советы (например, где искать лекарства, способные "прочистить мозги" Дэниелу), но появляется и исчезает с такой стремительностью, что практически сразу же начинает производить впечатление "воображаемого друга".
Для начала хотелось бы определиться с жанром игры. В каком-то смысле Manhunt 2 - это приключение. Геймерам предлагается собирать разнообразные предметы и решать с их помощью несложные головоломки. Например, ломом можно взломать навесной замок на двери, а консервной банкой - разбить окно, до которого иным способом не дотянуться. Впрочем, по большей части предметы используются для устранения помех другого рода - двуногих прямоходящих. Мотком проволоки можно отрезать голову, скальпелем или осколком стекла - вспороть горло или брюшную полость, и так этап за этапом. Довольно однообразно для традиционного квеста, не правда ли?
С другой стороны, Manhunt 2 - это в некотором роде боевик. Игра позволяет набрасываться на каждого встречного с кулаками (или с уже упомянутым ломом). Другое дело, что геймерам достался не самый расторопный и физически крепкий персонаж. Кулачный бой даже с одним-единственным противником может привести к тому, что Дэниелу затем потребуется пробежка по уровню в поисках лечебных пузырьков. Группа же из трех врагов с легкостью расправляется с несчастным персонажем.
Остается третий вариант: Manhunt 2 - это, видимо, представитель жанра "скрытные действия" (stealth action). Невозможность открытой конфронтации и довольно ограниченный боевой арсенал приводят к тому, что Дэниел большую часть времени проводит, прячась в тени и опасливо выглядывая из-за углов. Вот противник потерял бдительность (обозначающая его на карте стрелочка изменила цвет); главный герой выбрался из укрытия, незаметно подобрался со спины, и… Наконец-то случилось то, из-за чего игра привлекла к себе внимание еще до своего выхода.
Возмущение общественности вызвали так называемые "казни" (executions). Суть этого изобретения Rockstar Games (запомнившегося еще по первой части игры) в следующем: Дэниел может подобраться к противнику, не привлекая внимания последнего. Если игрок при этом будет удерживать кнопку "атака", а у Лэмба в руках окажется какой-нибудь подходящий предмет, вокруг врага появится своего рода мишень. Чем дольше Лэмб остается незамеченным, тем более угрожающий цвет принимает этот условный знак. Стоит отпустить кнопку, и Дэнни расправится с жертвой, причем разработчики предусмотрели три степени кровожадности "казней". Условно говоря, разница в следующем: у нетерпеливого игрока герой нанесет всего один удар скальпелем, терпеливый же заставит Дэниела буквально кромсать врага тем же инструментом.
В отличие от первой части Manhunt, герой новой серии может использовать для умерщвления противников и объекты окружающей среды. Например, создатели игры подарили геймерам возможность мутузить посетителей общественных уборных крышками от сливных бачков и спрыгивать на головы гангстеров, прогуливающихся по детской площадке, с козырьков прилегающих зданий. Отметим, что примерно так же (то есть прыгая на голову) уничтожал своих врагов знаменитый еж Соник; проблем с рейтингами ESRB у Sega при этом почему-то не возникало.
Разумеется, кровь в Manhunt 2 льется рекой. Впрочем, все эти багровые реки вызывают не ужас, а в лучшем случае брезгливость. Да, и еще недоумение: почему, спрашивается, из-под тела врага, задушенного пакетом для мусора, растекается грязно-красная лужа? И как, скажите, Дэниел умудряется приделать голову, только что отрезанную от неприятеля, к собственному торцу? (В Manhunt 2 есть специальная категория предметов - консервные банки и подобные им штуковины, Лэмб таскает их в заднем кармане штанов. В основном они используются для того, чтобы шумом отвлекать внимание противника. Создатели решили, что голова - тоже вполне себе банка. Вот только в задний карман эта часть человеческого тела не помещается - просто остается болтаться на попе героя эдаким заячьим хвостом.)
Тот факт, что Manhunt 2 не сумела напугать Ленту Ру отрезанными головами, вспоротыми животами и прочими источниками крови, совсем не значит, что игра у Rockstar получилась нестрашная. Очень даже страшная, и это очевидно с первых же минут. Графика в Manhunt 2 не просто слабая, а откровенно плохая. Игроки могут по своему усмотрению включать и выключать графические фильтры, добавляющие в кадр "шума". Однако сказать, в каком виде творение Rockstar смотрится хуже, все равно весьма сложно. Может быть, это связано с тем, что графика была изначально оптимизирована под PSP. Впрочем, и на этой портативной консоли хватает игр, которые выглядят заметно симпатичней Manhunt 2.
Камера (игрокам, кстати, не дали возможности ее контролировать) тоже не слишком радует. Она неповоротлива и не всегда сообразительна. Откровенно говоря, кулачные бои становятся проблемой не только из-за физической неразвитости Дэниела, но и из-за неадекватной работы камеры. При любом удобном случае она старается развернуть Лэмба спиной или боком к источнику опасности.
Как известно, Manhunt 2 выпустили в Америке после того, как Rockstar внесла в игру некоторые коррективы. Самые дикие сцены были удалены; впрочем, "казни" остались практически нетронутыми. Просто в момент смертоубийства изображение на экране становится нечетким, а цвета искажаются. Довольно странно, что комиссия ESRB удовлетворилась такими минимальными изменениями. В Европе же контролирующие организации оказались строже; возможно, на этой территории игру никогда не издадут официально.
Тем не менее, с сентября 2007 года все геймеры, имеющие доступ к интернету, имеют возможность скачать Manhunt 2 из сети. Причем оригинальную версию, лишенную какой-либо цензуры. Представители Rockstar Games уже успели объявить, что за появление игры в сети несет ответственность ныне уволенный работник Sony. Возникает вопрос: а не сами ли создатели вывалили свое творение в интернет? Дескать, в Европе игру не издадут, пройдет месяц-другой, и геймеры вообще забудут, кто такой Дэниел Лэмб. А тут - очередной скандальчик-напоминание. Возможно, все было совсем не так, но то, что Manhunt 2 на фоне остальных игр, выпущенных в 2007 году, может привлечь к себе внимание только с помощью скандалов - это неоспоримый факт.