Глава МВД России Рашид Нургалиев заявил на торжественном собрании, посвященном годовщине создания Управления по борьбе с оргпреступностью и терроризмом, что дело о крушении "Невского экспресса" раскрыто. Однако никаких подробностей министр не привел, что породило некоторое недоумение. Тем более, что обычно сообщение о раскрытии преступления является прерогативой прокуратуры.
Скорый поезд номер 166 "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, сошел с рельсов в 21:38 13 августа на перегоне Бурга - Малая Вишера в Новгородской области. Благодаря стечению обстоятельств обошлось без погибших, но более 20 человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.
Прибывшие на место специалисты обнаружили под одним из рельсов воронку глубиной полтора метра и пришли к выводу, что причиной инцидента стал взрыв самодельной бомбы мощностью до двух килограммов тротилового эквивалента. Вскоре были обнаружены и ее фрагменты, а прокуратура возбудила уголовное дело по статье "терроризм".
В отсутствие официальной информации основной сразу же стала "кавказская" версия, хотя выдвигались идеи о причастности к подрыву ультраправых или ультралевых группировок в связи с приближающимися парламентскими и президентскими выборами. Также рассматривалась и криминальная версия: будто бы таким образом пытались устранить одного из пассажиров поезда, замаскировав заказное убийство под теракт.
Подтверждения "кавказской" и "экстремистской" версий стали приходить уже спустя несколько дней после крушения. 16 августа в северокавказскую редакцию "Радио Свобода" позвонил некий человек. Он представился заместителем командира группировки "Рияд Салихин" и заявил, что "Невский экспресс" подорвали чеченские боевики. Эту группировку в свое время возглавлял Шамиль Басаев, и именно ее члены осенью 2002 взяли на себя ответственность за захват заложников в театральном центре на Дубровке.
Вскоре в прессе появились сообщения о том, что следствие определилось с основной версией, и в организации теракта действительно подозревают одну из действующих на Северном Кавказе группировок боевиков, а пособников террористов ищут среди новгородских чеченцев. В результате был задержан житель новгородского города Чудово по имени Хасан Дидигов. Однако впоследствии у него нашлось алиби.
Что касается "экстремистской" версии, то тут в числе подозреваемых побывали анархисты и националисты. 20 августа были задержаны активисты "Питерской лиги анархистов" Андрей Каленов и Денис Зеленюк, но у них также нашлось алиби. В итоге 13 сентября Каленов и Зеленюк были освобождены, а спустя пять дней на свободу вышел Дидигов. К концу месяца с них официально были сняты все подозрения.
Кроме того, следствие проверяет возможную причастность к теракту трех членов организации "Славянская община", которые были задержаны за попытку теракта в питерском "Рокс-клубе". Отец одного из задержанных заявил в милицию о том, что его сын мог иметь отношение к подрыву поезда, а криминалисты полагают, что взрывное устройство, брошенное на сцену клуба, но не сдетонировавшее, и бомба на железной дороге имеют схожие конструктивные черты.
Между тем, судя по всему, у следствия к этому времени созрела новая версия, и появились новые подозреваемые. В конце октября в Ингушетии "при проверке оперативной информации" были задержаны два местных жителя. Амирхан и Макашарип Хидриевы были доставлены в Новгородскую область, где суд Маловишерского района выдал санкцию на их арест на основании представленных прокуратурой доказательств, что подозреваемые могли находиться поблизости от места преступления в момент его совершения.
В частности, по сведениям газеты "Коммерсант", следствие считает, что Макашарип Хидриев находился за рулем ВАЗ-2115, на которой могли передвигаться исполнители теракта. Свидетели видели этот автомобиль в деревне Бурга рядом с местом аварии сразу после крушения. Однако ни машину, ни ее пассажиров так и не удалось найти.
Следствие утверждает, что у Хидриева нет прочного алиби на 13 августа. Дело в том, что 9 августа Макашарип вылетел в Москву, а вернулся в Ингушетию где-то в двадцатых числах, так как точную дату он не помнит. Подозреваемый, по его словам, ездил на лечение, но не смог достать билеты на самолет обратно, поэтому добирался домой на перекладных.
Между тем, по словам адвоката Мурада Юнусова, Макашарип Хидриев представил следствию список свидетелей, которые могут подтвердить его алиби. В то же время другой брат Амирхан при вынесении судом постановления об аресте сказал, что не возражает против своего заключения под стражу, а его адвокат Алевтина Яковлева не смогла объяснить это заявление своего подзащитного.
С тех пор никакой информации о ходе следствия не появлялось, за исключением того, что адвокат одного из братьев пожаловался, что ему не дают встретиться с подзащитным. Защитники подчеркивают, что на данный момент их клиентам не предъявлены обвинения, так как по закону это возможно только в присутствии адвоката.
Остаются неясными и причины, побудившие Рашида Нургалиева публично заявить о раскрытии дела. Во всяком случае, в Генпрокуратуре газете "Комсомольская правда" сказали, что не будут опровергать или подтверждать слова министра, а также подчеркнули, что у них "пока нет никаких официальных заявлений".
Произошедшее можно объяснить двояко: либо министр проговорился, либо оговорился, либо был неправильно понят, так как имел ввиду просто хорошую работу своих подчиненных, задержавших очередных подозреваемых по громкому делу.