Коррупционный скандал вокруг компании Siemens разгорелся с новой силой: издание The Wall Street Journal опубликовало выжимку из постановлений Мюнхенского суда, из которых следует, что в России, Нигерии и Ливии германский концерн потратил на взятки 12 миллионов евро (17 c половиной миллионов долларов).
В среднем немецкие бизнесмены тратили на каждую отдельную взятку по 156 тысяч евро. Подкуп чиновников был необходим компании для того, чтобы беспрепятственно получать государственные контракты на поставку телекоммуникационного оборудования в начале 2000-х годов.
Siemens давала взятки в тех странах, где денежное поощрение чиновников уже давно стало если не нормой, то уж во всяком случае обыденной практикой, говорится в статье. Согласно последнему рейтингу исследовательской компании Transparency International, Россия занимает 143-е место в мире по уровню восприятия коррупции, Нигерия – 147-е, а Ливия – 105-е. Такой рейтинг фактически означает, что во всех трех странах без взятки нельзя получить ни один значимый контракт.
Но для правосудия такой аргумент наверняка покажется недостаточным. Мюнхенский суд в начале октября уже оштрафовал Siemens на 200 миллионов евро, но расследование продолжается. Столь маленьким штрафом столь громкое дело ограничиться не может – судя по тому, с каким масштабом и публичностью проходит операция против Siemens, скоро на свет появятся и другие документы, свидетельствующие о других взятках.
Во всяком случае, все та же WSJ в сентябре уже сообщала, что Siemens обнаружила "сомнительные платежи" на сумму в 1,6 миллиарда долларов, взятки давались, по неофициальным данным, в десятках стран, в том числе в Бразилии, Польше, Камеруне, Египте, Греции и даже Испании.
В начале ноября Siemens объявила о том, что представители компании в Китае также подозреваются в коррупции. Кроме того, расследования в отношении ее сотрудников идут в Венгрии, Индонезии, Норвегии и Италии.
Выяснить точный размер вознаграждений чиновникам в России, Нигерии и Ливии следствию, судя по всему, помог бывший управляющий телекоммуникационным подразделением Siemens Рейнхард Секачек (Reinhard Siekaczek). Он заявил, что, во-первых, сотрудничает со следствием, а, во-вторых, знал о взятках, которые предлагались местным чиновникам с ведома топ-менеджмента германской компании. Сикачек проработал в Siemens в общей сложности 38 лет и, наверняка, был хорошо осведомлен о том, что творится в компании.
Кроме того, Сикачек знал о взятках, потому что сам частично сам их и давал – по информации WSJ, платежи проходили именно через него. Чиновники получали их самыми разнообразными способами – либо через фирмы-консультанты, либо через сотрудников Siemens, либо с помощью счетов в банке.
Согласно данным WSJ, из тех трех стран, где Siemens давала взятки, больше всего обогатились чиновники Нигерии – они получили десять из двенадцати миллионов евро. Взятки, как выяснилось, получали чиновники самого высшего уровня, в том числе четыре сменивших друг друга министра связи страны.
Второе место по объему взяток заняла Россия – местным чиновникам было выделено два миллиона евро, поделенных на 38 отдельных взяток. По утверждению WSJ, деньги предназначались управляющим директорам региональных государственных телекоммуникационных компаний во всей России от Петрозаводска до Владивостока. Имена тех, кто, предположительно, получал взятки, не называются.
В Ливии удалось обнаружить только две взятки – на 300 тысяч евро обогатились двое менеджеров компании General Post and Telecommunications.
Интересна реакция на публикацию этих сумм со стороны чиновников. Представители всех трех стран отказались комментировать ситуацию со взятками. Например, в российском холдинге "Связьинвест" заявили, что хотели бы сначала ознакомиться с полными результатами расследования.
В сумму, опубликованную WSJ, не включаются взятки, которые Siemens давала в России и других странах до 2001 года. Между тем, в конце 90-х годов практика поощрения чиновников была едва ли меньше.
На том, что Siemens "спонсировала" российские власти, настаивал Сэм Цехман (Sam Tsekhman), бывший менеджер по продажам компании. Он утверждал, что конкурсы на поставку медицинского оборудования Siemens в Россию были выиграны германской компанией назаконно. В частности, речь шла о поставках в институт нейрохирургии имени Бурденко Российской академии медицинских наук, однако в самом институте эту информацию не подтверждали.
Пока коррупционное расследование идет своим ходом, в Siemens не падают духом и продолжают работать. Сотрудники компании сумели убедить инвесторов в том, что ничего страшного не случилось: с 2006 года, когда коррупционный скандал стал публичным, ценные бумаги компании не только не потеряли в цене, но и выросли в общей сложности на 32 процента – гораздо больше, чем главный фондовый индекс Германии DAX.