Существованию компании Airbus, по словам ее гендиректора Томаса Эндерса, угрожает слабый доллар. Эндерс заявил, что курс евро перешел "болевой порог". Для простых работников это будет означать одну вещь - за уже планируемыми 10 тысячами увольнений последуют новые.
Массовые увольнения - часть плана реструктуризации Airbus, где за короткие срок несколько раз менялись топ-менеджеры. План подразумевает продажу нескольких фабрик и сокращение издержек на пять миллиардов евро к 2010 году.
Под определение издержек попадают и важные вещи. Эндерс заявил, что, возможно, Airbus не сможет себе позволить сделать все инвестиции, заложенные в бюджете на 2008 год. Кроме того, два миллиарда евро будут списаны из научно-исследовательской сметы.
В авиастроительном бизнесе сделки заключаются в долларах. Американский Boeing, например, и зарплату платит в долларах и за доллары же продает самолеты. Ему не важно, сколько стоит сам доллар, его расходы увеличиваются или снижаются пропорционально доходам.
Европейский Airbus, напротив, платит зарплаты в евро, и вырученные от продаж самолетов за границей доллары обменивает тоже на евро. Таким образом, он получает на один и тот же дешевеющий доллар все меньше дорожающих евроцентов.
На нефтяном рынке, например, вслед за ослаблением доллара следует повышение цен. Airbus на это пойти не может. Пытаясь успешно конкурировать, компания еще весной в два раза снизила цены на самолеты. Неудивительно, что Airbus заявила: слабый доллар играет на руку ее главному конкуренту.
Владельцы Airbus, европейский концерн EADS, еще в начале ноября подсчитали, что расходы, которые надо сэкономить, выросли из-за колебаний курса на миллиард евро. Когда составлялся план спасения, считалось, что евро будет стоить около 1,35 доллара.
Одновременно с невеселыми прогнозами Эндерса появились сообщения о том, что EADS может не продавать фабрики Airbus, а просто выделить их в отдельное подразделение.
Сами работники Airbus скептически относятся к возможной смерти корпорации от доллара. Они считают, что валютные риски далеко не так серьезны, как их описывает глава компании.
Потери от излишне укрепившегося евро - не беда одного только Airbus. От укрепления валюты страдает большинство европейских экспортеров.
В конце октября, например, крупная организация BusinessEurope, объединяющая 20 миллионов европейских компаний, прямо заявила, что власти Франции, Италии и Германии не смогли донести до членов "Большой семерки" их простую позицию - против укрепления евро.
Слова "болевой порог" произносились уже тогда, поскольку европейский бизнес считает планку в 1,4 доллара.
Международные организации и Европейский центробанк стоят насмерть и пока не предпринимают никаких действий по спасению бизнеса от разбушевавшейся валюты. Впрочем, некоторые компании укрепления евро даже не заметили.
Например, немецкий концерн BMW заявлял, что слабый доллар не влияет на продажи автомобилей в Японии. Французская компания Renault, напротив, отметила, что нынешний валютный курс не позволяет продавать японцам машины с какой-либо прибылью.
Ясно одно - курсом евро воспользуются все. Те, кому он выгоден, постараются не упустить момент и получить как можно больше прибыли. Те, кому невыгоден, пролоббируют себе такие протекционистские льготы, о которых раньше, при "слабом" евро и мечтать не могли.