Вечером 23 ноября произошло то, что в выпусках теленовостей назвали "экономической сенсацией". "Российский алюминий" (UC Rusal), крупнейшая алюминиевая компания России, контролируемая Олегом Дерипаской, согласилась купить у фонда "Онэксим" бизнесмена Михаила Прохорова блокпакет "Норильского никеля" - крупнейшего в мире производителя никеля и палладия.
Денежная часть сделки не раскрывается. Кроме денег фонд Михаила Прохорова получит 11 процентов акций Rusal и введет своих представителей в совете директоров алюминиевого гиганта. Сколько точно стоит пакет Rusal, также неизвестно - это частная компания.
Зато известно, что двумя днями ранее Прохоров предлагал свою долю партнеру - Владимиру Потанину, с которым он делит активы с конца января 2007 года. Прохоров запросив за блокпакет 15,7 миллиарда долларов - на 12,5 процентов больше рыночной цены акций.
У Потанина все еще есть возможность не дать Олегу Дерипаске получить пакет в компании, которую он с Прохоровым развивал 16 лет. Оферта должна быть принята в течение одного месяца, а пакет - оплачен за 45 дней. Другое дело, что Прохоров потребовал всю сумму только деньгами и собрать ее в указанные сроки будет непросто.
В свою очередь, Дерипаска деньги уже нашел. Rusal заручился гарантиями западных банкиров. ABN Amro, BNP Paribas, Credit Suisse и Merrill Lynch готовы предоставить кредиты на сделку года. О том, сколько они заработают на сделке, также не сообщается.
Чтобы получить согласие на заем в несколько миллиардов долларов, нужен не день и не два. Есть косвенные подтверждения тому, что переговоры UC Rusal с Прохоровым велись в течение как минимум пары месяцев. В конце сентября Олег Дерипаска заявил, что Rusal не выйдет на биржу в 2007 году, как это планировалось ранее. Тогда предполагалось, что компания разместит 25 процентов акций и выручит за них до 10 миллиардов долларов. Дерипаска уточнил, что IPO отложено на неопределенный срок в связи с рыночной конъюнктурой.
Действительно, осенью на мировых рынках вовсю бушевал финансовый кризис. Он не закончился и к 19 ноября, когда газета "Ведомости" опубликовала заметку о том, что большая часть активов Дерипаски в ближайшие три года будет выведена на биржу. При этом в числе первых кандидатов на IPO был назван как раз UC Rusal. Таким образом, что-то изменилось и через несколько дней стало понятно, что. Дерипаска договорился со стратегическим инвестором, да еще и со стратегическим активом в руках.
Если Потанин не помешает Прохорову и Дерипаске, сделка завершится в первом квартале 2008 года, после получения разрешений от антимонопольщиков.
В химии с 1925 года известны так называемые катализаторы Ренея, базой для получения которых является сплав никеля с алюминием, в котором содержание никеля составляет около 30 процентов или больше. По иронии судьбы, структура сделки похожа на такой сплав.
Стороны прямо заявляют о возможности слияния двух компаний. В этом случае в мире появится одна из крупнейших горно-металлургических корпораций. Конечно, для слияния нужна передача контроля над "Норникелем". И здесь вступает в силу фактор Потанина.
За день до сделки бизнесмен в интервью The Financial Times также заявил, что видит определенный смысл в альянсе с UC Rusal. Кроме "синергетического эффекта от диверсификации" он назвал и еще одну причину, по которой слияние было бы интересным вариантом.
По словам Потанина, правительство России предпочитает, чтобы крупные отечественные компании оставались под контролем российских бизнесменов. Таким образом, объединенная компания даст дополнительный импульс для сделок с иностранцами - ведь стоимость российской доли вырастет и поглощения будут размывать ее медленнее.
Полезен будет сплав алюминия с никелем и самим властям. Еще в июле Олег Дерипаска заявил, что готов поделиться "Российским алюминием" с государством, если это будет необходимо. Он подчеркнул, что не отделяет себя от государства и других интересов у него нет.
Впрочем, о намерении создать металлургическую госкорпорацию в правительстве пока не сообщали.