В ближайшие выходные в России состоится народная забава под названием "выбираем депутатов". Лица в избирательных списках за последние 15 лет почти не поменялись, другими стали разве что названия и, в редких случаях, лозунги. Принципиальным отличием нынешней от всех предыдущих предвыборных кампаний в Думу стала небывалая интернет-активность кандидатов в народные избранники.
Попытки завоевать сердца пользователей Сети политиками предпринимались, конечно, и раньше. В 2005 году Виктор Шендерович, баллотируясь в депутаты по 201-му Университетскому округу Москвы, завел блог. Помимо пары сотен единомышленников, он привлек тысячу-другую злопыхателей и в итоге проиграл выборы Станиславу Говорухину, после чего дневник свой вести почти перестал. Другой политик, состоявшийся депутат Виктор Алкснис пытался снискать народно-сетевую любовь попыткой навести порядок в блогосфере. Чем это закончилось, многие помнят: Алкснису взломали дневник, а сетевая аудитория, взбешенная постоянными упоминаниями депутата о своем статусе, обзывала Виктора Имантовича нехорошими словами. Было еще несколько подобных случаев "хождения в Сеть", но особыми скандалами они не запомнились.
В этом же году политические партии отнеслись к интернету с большей серьезностью. Какие там скучные пропагандистские блоги с унылыми текстами – наши политтехнологи, некоторые - сами того не подозревая, освоили чудесный прием раскрутки всего и вся под названием "вирусный маркетинг". Это когда рекламой чего-либо занимаются не специально обученные люди, а сама целевая аудитория, невольно "пиарящая" раскручиваемый продукт. Тут вам и "План Путина", и сравнение первого номера списка "Единой России" с антихристом, и забавные картинки, разбежавшиеся по юмористическим сайтам.
За обкатку политтехнологий в Сети многие наблюдатели приняли большинство скандалов в блогах, произошедших за прошедшие месяцы. Самый яркий пример - это чудесный информационный "вброс" про "объединение" молодежных движений "Наши", "Россия молодая", "Молодая Гвардия" и "Евразийский союз молодежи". Из этого всего, напомним, якобы должен был получиться молодежно-прокремлевский монстр под названием "Наша Россия", цель которого – участие в выборах-2012.
Информацию об этом в какой-то степени даже историческом событии с умеренным рвением подхватили СМИ и с огромным энтузиазмом – ведущие интернет-дневников. Многие блогеры (в основном, конечно же, сторонники участвующих в беспрецедентном слиянии движений) кричали, что их предали. Большинство СМИ отнеслось к сообщению с повышенной настороженностью, и не зря.
Оказалось, что таким образом, по данным источника "Ленты.Ру", близкого к прокремлевским движениям, наша политически подкованная молодежь отрабатывала методы манипулирования сознанием интернет-пользователей. В принципе, у юных политиков все получилось – в рейтингах популярности записей в блогах вести о слиянии молодежных организаций держались не менее достойно, чем душераздирающие истории от блогеров-фашистов либо очередной флэшмоб типа "размести ссылку на этого пингвина у себя в дневничке".
Сюда же, к примерам ознакомительных манипуляций сознанием, можно отнести пару-тройку флэшмобов. Но по масштабности они, конечно, сильно уступают "Нашей России". В любом случае, за год стало ясно, что интернет-аудитория дрессировке поддается.
Мы уже говорили, что сетевая деятельность велась политиками не только с помощью писанины в блогах. Но разумеется, столь простую в освоении и благодатную площадку, как интернет-дневники, кандидаты в депутаты проигнорировать никак не могли.
Наиболее бурную блогерскую активность в течение последних месяцев проявлял "Союз правых сил". Во-первых, Маша Гайдар и лидер партии Никита Белых – блогеры с большим стажем. Они ведут свои дневники на страницах сервиса ЖЖ уже не первый год, и как что в блогосфере делается, им объяснять не надо.
Во-вторых, в многомиллионную армию блогеров к началу предвыборной кампании решил влиться их коллега по партии Борис Немцов. Скорее всего, открытый 2 октября 2007 года журнал Немцова ожидает судьба ЖЖ Шендеровича: после выборов он превратится в заброшенный архив надежд и обещаний.
Самым спорным и скандальным сетевым пиар-ходом СПС стала, вне всякого сомнения, история с блогом рядового Андрея Сычева. Напомним, призванный в российскую армию Сычев два года назад стал жертвой сослуживцев. Они жестоко избили Сычева, в результате рядовому ампутировали обе ноги. Сычев достаточно долго не пропадал из сообщений информагентств, однако постепенно история покалеченного солдата забылась.
О Сычеве вспомнили летом 2007 года, за несколько месяцев до начала предвыборной кампании. Сначала в ЖЖ появился дневник, который якобы вел сам Андрей. Затем появились фотографии, на которых были запечатлены лидеры СПС, приехавшие в Екатеринбург навестить блогера. Дальше – больше: 11 сентября в блоге Сычева появилась запись о том, что он собирается вступить в СПС и баллотироваться в Госдуму.
Сомнения в том, что записи от имени Сычева ведет именно сам Андрей, появились у сетевой аудитории почти сразу же. Впоследствии появилось множество косвенных подтверждений, что вся эта история с блогом Сычева, визитом СПС и слухами о вступлении в партию оказались не более чем спорным пиар-ходом. В роли разоблачителя выступила Мария Гайдар: она опубликовала открытое письмо, в котором требовала от "новых лиц" в СПС "оставить Андрея Сычева в покое". Нашему корреспонденту Маша рассказала, что письмо адресовано прежде всего руководителю предвыборного штаба СПС Антону Бакову, а также Борису Немцову и ряду других коллег Гайдар по партии.
Ни одной новой записи в ЖЖ a_sychev после этого скандала не появилось.
Кроме первых лиц СПС, блоги ведут и представители других партий, участвующих в выборах. Они, правда, такими яркими историями, как "блог Сычева", похвастать не могут, но все равно определенный след в отечественной блогосфере оставили.
Лидер ДПР Андрей Богданов ведет свой дневник под псевдонимом bonych, Основная его специальность в ЖЖ - "мочилово" того же СПС.
Председатель высшего совета "Гражданской силы", первый номер избирательного списка этой партии адвокат Михаил Барщевский, известный большинству россиян по телепрограмме "Что? Где? Когда?", также периодически оставляет записи в своем дневнике. Однако его сетевая активность попросту меркнет на фоне его коллеги по партии Максима Кононенко, более известного в Сети как mr_parker. Этот блогер с многолетним стажем, входящий в число авторов самых популярных русскоязычных дневников, пишет много, в основном, - про всевозможные события на политической арене. В ярых "наездах" политических оппонентов замечен вроде не был.
Остальные видные партийные деятели заведением дневников не озаботились. Владимир Жириновский, правда, завел собственную страницу на Mail.ru. Онлайн-дневник лидера ЛДПР пользуется популярностью, но только в пределах блогов Mail.ru. Ах да. ЖЖ zhirinovsky к Владимиру Вольфовичу отношения не имеет.
Много минут здорового смеха подарили нам за последнее время наши политики. И своими блогерскими разборками, и забавными картинками, и сетевым компроматом, и, конечно же, агитационными роликами.
Если с разборками все ясно – для ругани в ЖЖ необязательно иметь два высших образования, депутатскую неприкосновенность, красную корочку и мигалки, то о самом заметном компромате и видео стоит сказать пару слов.
Феерическая история вышла с публикацией писем "Единой России" в ряд крупных компаний. В онлайн-дневнике самого популярного отечественного блогера drugoi была опубликована копия письма, якобы отправленного представителями "Единой России" в кемеровский филиал одной из крупнейших российских компаний. В письме говорилось, что нежелание фирмы оказать финансовую помощь "Единой России" расценивается как "отказ в поддержке В.В. Путина и его созидательного курса". Далее следовало обещание проинформировать о случившемся администрацию президента и власти Кемеровской области.
Были ли на самом деле такие письма – остается загадкой. В самой "Единой России" факт рассылки подобных посланий опровергли. Правда, заметили, что обращения к ряду компаний с просьбой оказать партии финансовую помощь все-таки были. Представители упомянутой в опубликованном drugoi письме компании заявили, что никаких просьб от единороссов не получали.
Партия СПС "веселыми картинками" нас особо не радовала, зато представила на потеху публики чудесное видео, в котором доказывалось, что Путин на самом деле "дявол" (от слияния "володяволодя") и "антихрист". Видео, размещенное на страницах видеосервиса YouTube Марией Гайдар, посмотрели более 127 тысяч человек. Судя по комментариям к ролику, всем понравилось.
"Его восхождение началось в 1998 году, когда он стал директором ФСБ", - вещает нам загадочный закадровый голос. В этот момент на экране появляется надпись: 1998 = 666х3. "Он стал преемником президента накануне солнечного затмения 9 августа 99-го года", - продолжает диктор, а на экране дата назначения Путина премьером снова трансформируется в "число зверя". В общем, зловещие цифры преследуют зрителя все 3 с лишним минуты агитролика, заканчивающегося фразой: "Антихрист ли этот человек – решайте сами. Но то, что в стране творится черт-те что, понятно каждому". Блестящий ролик, браво, СПС.
Главной звездой нынешней предвыборной кампании, без сомнения, стал мифический "План Путина". По упоминаемости что в прессе, что в блогах это социокультурное явление с легкостью опережает оппозиционных "антихристов" и грозные письма единороссов.
Для счастливых людей, не следящих за политическими баталиями в стране, напомним, что "План Путина" появился на билбордах страны летом 2007 года. Россияне гадали, что это за план такой, сразу родились шутки, основанные на схожести обозначения распорядка действий и легкого наркотика.
Более или менее внятное объяснение, что такое "План Путина", последовало только спустя месяцы, когда выяснилось, что этот самый "план" представляет собой предвыборную программу "Единой России". Программу эту партия утвердила на своем съезде 1-2 октября.
Изначально политтехнологи, придумавшие бренд "План Путина", о втором, сленговом значении слова "план" не задумывались. Однако когда в Cети появились первые шутки на эту тему, им только и оставалось, что радостно потирать руки: сами того не подозревая, они придумали такой пиар-ход, который никому превзойти не удалось.
В октябре в Сети появился клип на песню (осторожно, ненормативная лексика) группы "Корейский Ледчики" под названием "План Путина". Веселому клипу удалось обойти по популярности даже СПС-овского "антихриста" - 142 с лишним тысячи показов. Фразы наподобие "а ты курил "План Путина"?" стали самой расхожей шуткой в Сети, коллаж с книгой "Mein Plan" обошел не один десяток интернет-сайтов, а противники президента с плакатами "План Путина не вставляет" невольно добавляли популярности лидеру списка "Единой России".
В общем, действенного оружия против "Плана Путина" у других партий как в Сети, так и за ее пределами не нашлось. Почти что превед, медвед, часть вторая.
Вполне естественной была реакция и на рынке доменов второго уровня. Проще говоря, "Планы Путина" во всевозможных доменных зонах стали появляться, как грибы после дождя. Большинство сайтов наподобие planputina.ru и иже с ними принадлежат, судя по WHOIS-запросу, Станиславу Апетьяну. По нашим сведениям, к "Единой России" он имеет самое что ни на есть непосредственное отношение. Все сайты, содержащие в доменном имени вариацию на тему "плана", никакого контента (ну, кроме http://planputina.com/, на котором есть небольшая агитка) не содержат. Видимо, их берегут до лучших времен.
Для желающих завести свой собственный "План Путина" сообщаем: домен plan-putina.org на момент написания статьи свободен.
По уровню сетевой активности наши политики пока что очень сильно отстают от американских коллег. В США страница на MySpace, например, есть у каждого кандидата в президенты. Политики не стесняются участвовать в дебатах на YouTube и отвечать на идиотские вопросы пользователей Сети.
Нам пока до этого далеко, но первые шаги сделаны. Осталось только из театрализованного балагана превратить предвыборную агитацию в Рунете во что-то более благопристойное.
И напоследок. В Сети появился сайт, посвященный несуществующему кандидату "против всех" (осторожно, плюшевые крысы и ненормативная лексика). Он прекрасен, не правда ли?