Мир
23:41, 30 ноября 2007

Это какое-то неправильное имя Суданские мусульмане грозят убить учительницу из-за клички плюшевого медведя

Жители суданской столицы, города Хартум, вышли на улицы, требуя убить британскую учительницу Джиллиан Гиббонс, которая разрешила своим ученикам назвать Мухаммедом плюшевого медвежонка. Накануне суд этой африканской страны приговорил женщину к 15 дням тюрьмы за оскорбление имени пророка.

История с плюшевым Мухаммедом началась еще в сентябре в частной школе, где использовались программы, созданные британскими специалистами. Согласно учебному плану, разработанному для младших классов, дети должны были писать рассказы о разных животных. Темой одного из уроков стал медведь. Соответственно, в класс был принесен плюшевый медвежонок, которого учительница Джиллиан Гиббонс посоветовала как-нибудь назвать.

Один из учеников, семилетний мальчик по имени Мухаммед, предложил свое имя. Одноклассники поддержали его, и учительница разрешила назвать медвежонка именно так.

Каким образом содержание урока стало известно за пределами школы, точно сказать нельзя. Вероятнее всего, дети рассказали родителям о том, что у них в классе теперь живет плюшевый Мухаммед, и некоторым из старших это не понравилось. Постепенно слухи распространились по всему Хартуму и вызвали волну возмущения. Когда дело дошло до суданских властей, Джиллиан Гиббонс была арестована.

У школы, в которой работала британка, тоже начались неприятности. Руководству учебного заведения пришлось извиниться со страниц местных газет. Однако заверения директора об отсутствии у учительницы дурных намерений не возымели никакого действия. По некоторым данным, школа временно закрыта.

В уголовном кодексе Судана есть статья об оскорблении религии. Эта статья предусматривает различные виды наказания, а именно, шестимесячное тюремное заключение, штраф и сорок ударов плетьми. Население Судана достаточно неоднородно и в этническом, и в религиозном плане. Условно его можно разделить на две части: арабы, являющиеся мусульманами, и представители негроидной расы, которые исповедуют либо ислам, либо традиционные африканские культы. Встречаются в стране и христиане. Следует отметить, однако, что арабская часть занимает ведущие позиции, а случай с медвежонком Мухаммедом служит наглядным примером тому, как серьезно в Судане относятся к исламу.

Дело Гиббонс было рассмотрено судом за один день. Приговор - 15 суток тюрьмы, начиная со дня ареста, то есть с 25 ноября. Власти Судана заявили, что после отбывания наказания британку депортируют из страны. Казалось бы, на этом история закончилась. Неприятно, нелепо, но не смертельно. Однако не тут-то было.

На следующий день после суда в центре Хартума начался митинг протеста. Собравшиеся после пятничной молитвы мусульмане бурно выражали свое недовольство слишком мягким приговором учительнице и требовали ее убить. Толпа митингующих ничуть не сомневается, что Гиббонс намерено оскорбила пророка Мухаммеда и ничего, кроме смерти, не заслуживает.

Что касается реакции британских властей, то сначала происходящее в Судане было воспринято как недоразумение и "буря в стакане". Однако когда стало ясно, что суд над Гиббонс действительно состоится, забеспокоилось не только британское посольство в Судане, но и МИД Великобритании. Министр иностранных дел Дэвид Милибэнд вызвал к себе за разъяснениями суданского посла и пригрозил ответными шагами. Впрочем, это не помешало суданцам сделать процесс закрытым, не пустив на него ни британских дипломатов, ни журналистов. Здание, где проходило слушание, оцепила полиция. Как показали дальнейшие события, не напрасно - мусульмане, посчитавшие себя оскорбленными, могли просто растерзать подсудимую.

Таким образом, суд оказался перед непростым выбором: с одной стороны, население встревожено и возмущено, с другой стороны, Великобритания - не последняя страна в мировом сообществе и, вероятно, не бросит на произвол судьбы своего гражданина. Так что приговор - 15 дней тюрьмы - выглядит компромиссом, на который пошел суд, пытаясь угодить и тем, и этим. То есть учительницу все-таки признали виновной и наказали, однако, если через десять дней Гиббонс вернется домой в Ливерпуль к детям и внукам, у Великобритании не будет повода предпринимать против Судана серьезных мер.

Сложности в отношениях между двумя странами начались не с ареста учительницы Гиббонс. Ситуация в Судане, особенно в провинции Дарфур, где фактически идет гражданская война, давно вызывает недовольство мирового сообщества. США уже признали массовые убийства в этом регионе геноцидом негроидного населения. Против Судана действует ряд санкций, поскольку власти этой страны препятствуют работе миротворческих миссий.

Великобритания, как и США, занимает жесткую позицию по этому вопросу, и существует версия, по которой суд над британкой стал своеобразной местью суданских властей, или, скорее даже, попыткой показать зубы и заставить считаться с собой.

В любом случае, очевидно, что 54-летняя женщина, поехавшая в Судан учить детишек, стала разменной монетой то ли в политической игре, то ли в столкновении культур. Что же касается суданцев, требующих ее казни, то это классический пример того, когда "не ведают, что творят". Эти люди уверены в том, что их оскорбили, и что они имеют право поступить в ответ так, как посчитают нужным. И если официальные лица Судана пытаются что-то говорить о различиях в культуре, то людей, требующих убить человека из-за плюшевого медведя, эти различия нисколько не интересуют - они уверены в своей правоте.

Джиллиан Гиббонс. Кадр CNN.
Lenta.ru

И разумеется, кричащие о смерти суданцы не думают ни о том, что могут лишиться экономической помощи, в которой отчаяно нуждается их бедная, измученная войной страна, ни о том, что именно из-за таких, как они, ислам все чаще воспринимается как религия, несущая только войну и жестокость. Зато это хорошо понимают мусульмане, живущие в неисламских странах. В частности, руководство Мусульманского совета Великобритании уже выразило, как могло, свое возмущение нелепым судебным процессом.

Абсурдность всего происходящего осознал даже семилетний ребенок, предложивший медвежонку свое имя и невольно навлекший беду на учительницу. Когда Джиллиан Гиббонс арестовали, мальчик рассказал, как было дело, объяснил, что учительница у них "очень хорошая", а о религии вообще никогда не говорит. Однако ребенка, разумеется, никто не услышал.

Случаи, когда люди попадают под суд за пределами своего государтва за нарушение специфических законов, связанных с культурными особенностями той или иной страны, происходят регулярно. Вспомнить хотя бы произошедшую минувшей весной историю со швейцарцем, жившим в Таиланде. Будучи навеселе, мужчина запачкал краской несколько плакатов с изображением таиландского короля, висевших на улице. В результате суд приговорил швейцарца к 20 годам тюрьмы. Правда, эта история закончилась благополучно: таиландский монарх помиловал иностранца, и тот смог вернуться на родину.

К сожалению, в случае с суданскими мракобесами рассчитывать на милость не приходится. Остается пожелать удачи британской дипломатической миссии, которая отправилась в Судан выручать Джиллиан Гиббонс.

< Назад в рубрику