В начале декабря французская компания Vivendi Games и североамериканская Activision объявили о главной сделке года в игровой индустрии. Пожалуй, стоит даже назвать сделку крупнейшей за всю историю существования видеоигр. Компании сольются, новое образование получит название Activision Blizzard. Стоимость сделки, которая должна завершиться к середине 2008 года, составит 18,9 миллиардов долларов. Activision Blizzard возглавит Бобби Котик (Bobby Kotick), в настоящее время являющийся руководителем Activision.
Впрочем, это все голые факты. Геймеров наверняка куда больше интересует судьба их любимых игровых сериалов, которых оба участника сделки успели произвести достаточное количество. Чтобы не быть голословными, скажем, что двумя крупнейшими подразделениями Vivendi Games являются Sierra Entertainment и Blizzard Entertainment. Первое является современной инкарнацией одноименной компании, созданной в Лос-Анджелесе еще в 1979 году и ответственной за выпуск многочисленных приключенческих игр со словом "quest" в названии (King's Quest, Police Quest, Space Quest). В настоящее время под управлением Sierra Entertainment находятся такие торговые марки, как Spyro the Dragon и Crash Badicoot.
Небезызвестная студия Blizzard Entertainment, второе значимое подразделение Vivendi Games, является создателем серий Warcraft (включая крайне популярную MMORPG World of Warcraft), StarCraft и Diablo.
Activision, североамериканский участник сделки, и вовсе считается вторым по объемам продаж издателем игр после Electronic Arts. Речь идет о так называемых "сторонних" (third-party) издателях, не имеющих привязки к конкретным игровым платформам. Activision отвечает за такие торговые марки, как Quake (за исключением самой первой части этого шутера), Guitar Hero и Call of Duty.
Чтобы не нервировать геймеров, сразу же за сообщением о слиянии партнеры объявили, что Activision Blizzard обязательно издаст четвертую часть музыкальной игры Guitar Hero и пятую часть шутера Call of Duty. Кроме того, были анонсированы очередная серия симулятора скейтборда имени Тони Хока (Tony Hawk) и пока не имеющая названия игра про Джеймса Бонда.
Впрочем, представителям обеих сторон было не до игровых анонсов. Их силы были потрачены на заявления другого характера, суть которых сводилась к следующему: новая единица Activision Blizzard станет лидером в сфере компьютерных и видеоигр. Заявления эти делались с оглядкой на Electronic Arts: ну-ка, ну-ка, что там нам скажет компания, считавшаяся лидером до сих пор? Реакции EA долго ждать не пришлось.
Компания Electronic Arts объявила, что вполне готова к слиянию Vivendi Games и Activision. Хочется отметить, что, по всей видимости, только она и оказалась подготовлена к этому событию. Согласно некоторым источникам, сделка оказалась полным сюрпризом для большинства представителей игровой индустрии и даже для сотрудников обоих участников слияния.
Так или иначе, всегда и ко всему готовая Electronic Arts заявила, что появление на рынке столь серьезного конкурента сыграет компании на руку. Дескать, стоит определить конкретного соперника, и все подразделения и сотрудники EA начинают работать заметно эффективней. Более того, по мнению представителей компании, все лучшие игровые серии все равно сосредоточены в ее руках.
Отметим, что в 2007 году руководство Electronic Arts уже предприняло некоторые шаги, которые показывали, что компания не вполне довольна своим игровым портфелем. В частности, летом EA была разбита на четыре тематических подразделения, посвященные спортивным проектам, казуальными играм, серии The Sims и "всеми остальными играми". Кроме того, в октябре компания объявила о покупке двух крупных разработчиков компьютерных игр: BioWare и Pandemic Studios. Первая из этих студий хорошо известна своими проектами в жанре RPG (Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic), вторая – шутерами Star Wars Battlefront и Destroy All Humans ("Убить всех людей"). Если с шутерами все ясно, то ролевые игры – жанр для Electronic Arts новый. Кстати, две студии обошлись EA в 860 миллионов долларов, это не 18,9 миллиардов, конечно, но копейками эту сумму тоже не назовешь.
Кроме того, осенью 2007 года EA объявила, что займется освоением еще одной неисследованной территории - жанра survival horror. Первая "страшная" игра компании будет называться Dead Space ("Мертвый космос") и появится на консолях Xbox 360 и PS3 уже в 2008 году.
Но вернемся к главной сделке игровой индустрии. В связи с тем, что союз Vivendi Games и Activision был назван в честь Blizzard Entertainment, особое беспокойство вызвала судьба игр именно этой студии. Компания, разумеется, тут же поспешила успокоить своих поклонников. По некоторым подсчетам, только игроков в MMORPG World of Warcraft в мире насчитывается более девяти миллионов. Добавьте к ним любителей других творений Blizzard (прежде всего, Diablo и StarCraft), и получится достаточно крупная армия фанатов, которые в гневе были бы страшны.
Так вот, чтобы пресечь беспорядки, представители Blizzard Entertainment заявили, что ничего не изменится. Игры и сайт останутся прежними, слияние никак не скажется на штатном составе и функционировании студии. Более того, компания категорически опровергла слухи о том, что World of Warcraft портируют на игровые приставки (информация об этом появилась в связи с тем, что Activision сильна именно на рынке консольных игр).
"Тем не менее, комбинированные ресурсы благотворно скажутся на результатах работы всех задействованных компаний. Возможности Blizzard расширятся, и мы осчастливим геймеров всего мира высококачественной продукцией, которой хватит на многие годы вперед", - говорится в заявлении Blizzard Entertainment. И то правда: переплюнет ли Activision Blizzard компанию Electronic Arts - это пока вопрос. Но тот факт, что в ближайшие годы денег конкуренты заработают предостаточно, сомнений не вызывает.