Экономика
21:48, 5 декабря 2007

Не надо грязи Росприроднадзор и Green Peace требуют прекратить работу целлюлозного комбината на Байкале

В начале декабря Министерство природных ресурсов решило вновь заняться "очисткой" озера Байкал. Дело о прекращении работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината начал заместитель Росприроднадзора Олег Митволь – тот самый, который раньше пытался разрушить незаконно построенные дачи в Подмосковье и пугал половину нефтяных компаний в России отзывом лицензий.

Иск в Иркутский суд был подан 3 декабря. Олег Митволь уверен, что работу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) необходимо запретить, поскольку он загрязняет Байкал неочищенными стоками.

На следующий день министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что его ведомство предъявит БЦБК иск почти на полмиллиарда рублей – именно на такую сумму комбинат загрязнил Байкал, подсчитали в Минприроды.

Еще через день Митволя и Трутнева поддержали представители "Гринписа". Они давно настаивали на том, что БЦБК надо закрыть. Аргументы в "Гринпис" приводили просто "убойные" – по их данным комбинат является единственным, кто сбрасывает сточные воды напрямую в Байкал. Защитники природы неоднократно заявляли, что БЦБК сбрасывает в воды озера около 120 тысяч кубометров сточных вод в день.

Кроме того, экологи настаивают на том, что БЦБК загрязняет не только Байкал, но и леса вокруг озера, внесенного в 1996 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На сайте "Гринписа" ситуация с БЦБК названа "проблема длиной в 40 лет". Точнее, в 41 год – именно столько в 2007 году исполнилось комбинату.

По данным природоохранной организации, необходимость в продукции БЦБК отпала еще до завершения его строительства, поскольку к концу 1960-х годов появились новые синтетические материалы. Тем не менее, завод заработал. За 40 лет приняты десятки постановлений и решений о перепрофилировании БЦБК, ни одно из которых не выполнено.

Услышаны

До 2007 года мольбы "Гринпис" о приостановке комбината не то что не были услышаны, но, по крайней мере, не воспринимались всерьез. Если судить по отчетам пресс-службы Минприроды, то борьба с БЦБК ведется уже давно.

Например, в июле 2007 года на комбинате должны были заработать канализационно-очистные сооружения. Однако в БЦБК заявили, что они появятся только осенью 2008 года, потому что на эти цели не были выделены средства из бюджета. По этой же причине не заработала и система замкнутого водооборота, исключающая сбросы в Байкал сточных вод.

Кроме того, в сентябре на БЦБК случилась авария на ТЭЦ, которая привела к тому, что в Байкал попали стоки из смеси воды и золы. К счастью, к загрязнению Байкала авария не привела – в воду попала только зола.

После аварии Росприроднадзор провел проверку предприятия и оштрафовал его на 50 тысяч рублей. В БЦБК с размером штрафа не согласились и подали на ведомство в суд, но пока иск результатов не дал.

В октябре 2007 года на заседании в министерстве Юрий Трутнев назвал ситуацию вокруг Байкала "разгильдяйством". Кроме того, он заявил, что БЦБК будет закрыт, если очистные сооружения не будут введены в строй "в ближайшее время". Это самое "ближайшее время" в Минприроды, видимо, оценили в полтора месяца - иск в Иркутский суд был подан только 3 декабря.

На том же заседании Трутнев заявил, что необходимо ввести специальную федеральную целевую программу (ФЦП) по охране озера Байкал, чтобы передать "следующему поколению не в худшем состоянии, чем мы его приняли у предыдущего". Иными словами, ФЦП нужна, чтобы озеро не превратилось по цвету в своего тезку – известный газированный напиток.

В самом бумажном комбинате с претензиями чиновников не согласны. По мнению представителей компании "Континенталь Менеджмент", которая и управляет комбинатом, во всем виновато правительство. Они подчеркнули, что сейчас ни одно предприятие Иркутской области не имеет разрешительных документов на водопользование, поскольку не установлен порядок подготовки и заключения данных договоров.

Несмотря на неизвестное название, "Континенталь Менеджмент", имеет значительный лоббистский ресурс и сдаваться Росприроднадзору просто так не будет. Дело в том, что эта компания действует от имени "Базового элемента" Олега Дерипаски, одного из самых лояльных к Кремлю миллиардеров. Это он летом 2007 года в интервью The Financial Times сказал, что готов государству отдать все свои активы, "если будет надо".

С одной стороны, это означает, что, "если будет надо", Дерипаска отдаст БЦБК. С другой, пока такой необходимости нет, комбинат будет бороться – преданность Дерипаски государству, наверняка, открывает значительные возможности для давления на госорганы.

< Назад в рубрику