Россия
19:43, 11 декабря 2007

Место в строю Сумеет ли Путин спуститься по вертикали власти?

Интрига с преемником действующего российского президента, по всей видимости, разрешилась, а вместе с ней разрешилась и загадка о том, кем будет Владимир Путин после 2 марта 2008 года. В понедельник, 10 декабря, четыре партии выдвинули на пост президента Дмитрия Медведева, а во вторник новоиспеченный кандидат уже предложил Путину должность премьера в будущем правительстве.

Несмотря на то, что оба варианта - и с Медведевым-президентом и с Путиным-премьером - обсуждались давно и подробно, все же от событий последних дней остается ощущение какой-то чрезвычайности. Диалог между Путиным и Медведевым в понедельник, когда последнего выдвигали в президенты, если вдуматься, был весьма странным. Некоторые слова вообще трудно было разобрать. Действующий глава государства, прежде всего, осведомился у преемника, поставили ли того в известность о его собственном выдвижении. Медведев в ответ сказал лишь о том, что прошли "предварительные консультации" и разговор "будет продолжен сегодня и завтра".

Не так представляли себе аналитики да и просто граждане страны оглашение кандидатуры того, кому суждено будет продолжить курс Путина. Участие в выдвижении преемника не прошедшей в Думу "Аграрной партии" и получившей около одного процента голосов "Гражданской силы" вообще вряд ли кем-либо предполагалось. И хотя на исторической встрече с Медведевым и выдвинувшими его лидерами партий Путин заявил, что "целиком и полностью поддерживает" их выбор, слишком многое, судя по всему, осталось за кадром. Президент поддержал чужое решение, а не назвал преемника лично.

В серьезность выдвижения Медведева сначала поверили далеко не все. Например, бывший глава правительства РФ и один из нынешних лидеров внесистемной оппозиции Михаил Касьянов, выступая вечером в понедельник в эфире "Эха Москвы", , предположил, что Путин поддержит еще чью-то кандидатуру, дабы сохранять неясность как можно дольше. Касьянов назвал фамилию нынешнего главы правительства Виктора Зубкова, не исключая из списка возможных преемников и первого вице-премьера Сергея Иванова.

Но уже во вторник история, что называется, получила продолжение. В заявлении, которое транслировалось в эфире центральных телеканалов страны, Дмитрий Медведев принял предложение выдвинуть свою кандидатуру и попросил Владимира Путина возглавить правительство, которое будет создано в случае победы Медведева на предстоящих президентских выборах. После того как Сергей Иванов, которого также рассматривали в качестве возможного преемника, заявил о своем согласии с происходящим, сомнения исчезли. Здравый смысл говорит, что переигрывать ситуацию в оставшееся до выборов время Кремль не будет, и, очевидно, ставка действительно сделана на Медведева.

Наиболее распространенной в российском политологическом сообществе является оценка, согласно которой Владимиру Путину было выгодно как можно дольше поддерживать неясность относительно того, кто его сменит и сменит ли вообще. Ведь недвусмысленное объявление имени преемника превращало президента в "хромую утку", как на американском политическом сленге принято называть уходящего с поста главу государства. В сложной системе формальных, полуформальных и неформальных отношений, выстроенных вокруг Путина, образовывалась трещина, грозившая расколоть и властную вертикаль и, возможно, страну. Обострилась бы борьба кланов как в Кремле, так и в регионах. Не секрет, например, что президент Чечни Рамзан Кадыров лоялен лично Владимиру Путину, и неясно, какие отношения у него сложатся с преемником.

Учитывая все это, Владимир Путин действительно тянул до последнего. Меньше чем через две недели уже должны быть известны имена всех потенциальных участников президентской кампании. Если имеющие немного шансов на победу кандидаты от системной и несистемной оппозиции громко заявляли о своем выдвижении, то пауза со стороны Кремля явно затянулась. Есть особый тип крайне осторожных политиков, принимающих решения лишь тогда, когда их просто уже нельзя не принять. Путин, очевидно, относится к этой категории.

Судя по тому, как прошла парламентская кампания, с президентской у кандидата от власти особых затруднений не будет. Но что дальше? Ведь если Путин станет премьером, он автоматически превратится в фигуру номер два и уже не сможет играть роль центра, на котором балансируют различные интересы. Руководитель фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Александр Бабаков во вторник уже заявил о возможности перераспределения в таком случае полномочий между президентом и главой правительства в пользу последнего. О реальности подобного сценария говорили еще два-три года назад. В приватных беседах некоторые сенаторы рассуждали о том, что не понадобится даже менять Конституцию, нужно будет лишь внести изменения в несколько законов, например, в закон о правительстве. Но главное - элита должна договориться и принять новые правила игры, по которым первым лицом в стране станет премьер. Всплеск интереса к этой теме произошел после того, как Путин намекнул о возможности занять пост премьера, выступая на съезде "Единой России" в начале октября.

Несмотря на правдоподобность версии о предстоящем премьерстве Путина, подобный ход вряд ли позволит сохранить стабильность во властной элите. Если не сам Медведев, то его окружение может попытаться перетянуть одеяло на себя. Да и население страны не сразу поверит в то, что национальный лидер может занимать должность, на которой еще недавно работали довольно бледные и "технические", как принято говорить, фигуры, вроде Михаила Фрадкова. Ведь премьер должен будет ходить на доклад к президенту, отвечать на вопросы, исполнять поручения. Да и Конституцию просто так не отбросишь, а там ясно сказано, что основные направления внешней и внутренней политики государства определяет президент. Он же представляет страну на мировой арене.

Допустим, Конституцию благодаря большинству прокремлевских партий в Думе можно поменять. Но встает другой вопрос: кто же, все-таки, поедет на встречу с коллегами по "Большой восьмерке"? Если Медведев, все поймут, что он главный. Если Путин - это будет слишком похоже на третий срок, а именно от него нынешнего президента настойчиво предостерегают западные политики.

Есть версия, согласно которой Путин хочет уйти от власти совсем, а перспектива премьерства служит лишь своеобразным амортизатором для сознания элит и общества, которым предстоит приспособиться к ситуации "без Путина". Для безболезненного ухода от власти нужны гарантии со стороны преемника. А чтобы такие гарантии соблюдались, преемник должен быть послабее, ведь если он сосредоточит в своих руках слишком много власти, соблазн не соблюдать прежние договоренности будет велик. Возможно, поэтому Путин выбрал Дмитрия Медведева, а не более харизматичного Сергея Иванова. Последний, по оценке некоторых наблюдателей, начал "бронзоветь", еще не став президентом.

Как бы то ни было, борьба групп внутри Кремля не закончилась с выдвижением Медведева в преемники. События последних недель, включая аресты высокопоставленных лиц, особенно заместителя министра финансов, говорят о предельной накаленности ситуации внутри властной элиты. Если "отыграть назад" с выдвижением Медведева после всех сделанных заявлений вряд ли удастся, то вопрос о месте Путина в будущей властной иерархии пока остается открытым. Вокруг него, видимо, и развернется основная борьба.

< Назад в рубрику