Британское нашествие на Голливуд продолжается, Кейт Бланшетт и Дэнзел Вашингтон не выходят из моды, братья Коэны и Тим Бертон по-прежнему обожаемы критиками, Джоди Фостер и Анджелина Джоли вновь претендуют на звание лучших актрис, а Джордж Клуни и Вигго Мортенсен - лучших актеров. В сезоне 2007/2008 фавориты Голливудской федерации иностранной пьесы оказались на удивление симпатичны и безобидны.
Англичанин Джо Райт за каких-то два года сделался главной надеждой британского кино: в 2005-м он огорошил зрителей и критиков сделанной на одном дыхании и очень крепкой экранизацией "Гордости и предубеждения" Джейн Остин, а в нынешнем году сумел решительно всем понравиться другой адаптацией известного литературного произведения: "Искуплением" по одноименному роману Иэна Макьюэна. В 35 лет Райт стал самым молодым режиссером, открывающим престижный Венецианский кинофестиваль, а его всего лишь вторая полнометражка оказалась фаворитом "Золотых глобусов", заработав семь номинаций - больше, чем любая другая картина сезона. В "Искуплении" Райт делает разные ставки: на обаяние юности и красоту Киры Найтли, на безусловный драматический талант Джеймса Макэвоя, зарекомендовавшего себя в прошлом году в "Последнем короле Шотландии", на величие Ванессы Редгрейв. Кроме того, Райт, его художник-постановщик и оператор не отказывают себе в любовании красотами, и хотя картинка у них местами получается приторная, смотреть фильм все же очень приятно. Тем более что картина снята с большим уважением к литературному источнику, и это тоже дорогого стоит.
Крепкие актерские и режиссерские альянсы очень способствуют номинациям на кинопремии. Кто-то сомневался, что трио Тим Бертон, Джонни Депп и Хелена Бонэм-Картер останутся незамеченными? Конечно, нет: у "Суини Тодда", положа руку на сердце, самого ожидаемого фильма ближайших недель, четыре заявки в категории "Мюзикл/комедия". Том Хэнкс плюс Джулия Робертс? Пять номинаций у "Войны Чарли Уилсона". Джордж Клуни и Тильда Суинтон? Четыре у "Майкла Клейтона". Дэнзел Вашингтон, Рассел Кроу и Ридли Скотт? Три у "Гангстера".
Пятерка претенденток на "Глобус" в номинации "Лучшая женская роль" выглядит сущим цветником: Кира Найтли, Кейт Бланшетт, Джоди Фостер, Анджелина Джоли и Джули Кристи. Последняя получила свой единственный "Оскар" 41 год назад, когда ни Найтли, ни Бланшетт, на Джоли еще в проекте не было, а Фостер едва вышла из пеленок.
Кейт Бланшетт, одна из самых востребованных актрис последних десяти лет, номинирована на "Глобус" еще и в категории "Лучшая актриса второго плана", причем за роль мужчины, да какого - Боба Дилана в "Меня здесь нет" Тодда Хейнса.
При взгляде на режиссерскую категорию хочется слегка пожалеть жюри, которому придется выбирать из Тима Бертона, братьев Коэнов, Ридли Скотта, Джо Райта и Джулиана Шнабеля. В этом перечне поначалу удивляет отсутствие еще одного любимца критиков - Пола Андерсона, чей фильм "There Will Be Blood" (прокатное русское название еще не определено, одно из рабочих - "Будет кровь") по роману Эптона Синклера "Нефть", не может не стать одним из фаворитов оскаровской гонки этого года. Но андерсоновские засыпанные премиями "Магнолия" (1999) и "Пьянящая любовь" (2002) тоже обошлись без номинаций на "Глобусы".
Выбор неанглоязычных фильмов оказался предсказуем. Разумеется, номинированы все фестивальные блокбастеры: "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (Канны, "Золотая пальмовая ветвь"), "Персеполь" (Канны, приз жюри), "Вожделение" (Венеция, "Золотой лев"), "Скафандр и бабочка" (Канны, приз за лучшую режиссуру). Замыкает пятерку "Бегущий за ветром", многострадальная, но хорошо распиаренная и политически правильная экранизация одноименного романа афгано-американского автора Халеда Хоссейни.
Федерация иностранной прессы поступила неортодоксально, номинировав семь картин в категории "Лучшая драма": помимо очевидных "Гангстера" Ридли Скотта, "Искупления" Джо Райта, "Будет кровь" Пола Андерсона, "Старикам тут не место" братьев Коэнов, в списке оказались "Порок на экспорт" Дэвида Кроненберга (а Вигго Мортенсен, сыгравший там главную роль, претендует на титул "Лучший актер"), "Майкл Клейтон" Тони Гилроя и "The Great Debaters" ("Великие спорщики") Дэнзела Вашингтона, опять таки политически актуальной полудокументальной драмы о 1930-х. Для 53-летнего Вашингтона это - второй режиссерский опыт.
В общем, никаких неожиданностей номинации на "Глобусы" не принесли. Так что цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи кинокритики и кинозрители.