В Иран начались поставки из России урановых стержней, которые послужат топливом для Бушерской АЭС. Это означает, что ее строительство выходит на финишную прямую. Мировое сообщество получило уверения российского МИДа в том, что поставки ядерного топлива будут проходить под строгим контролем МАГАТЭ, а отработанные стержни будут возвращены в Россию.
Строительство Бушерской АЭС было начато немецкой фирмой Siemens еще в 1970-е годы. В 1979 году после исламской революции в Иране немцы вышли из проекта, мотивировав это невыполнением заказчиком финансовых обязательств. Один из реакторов был закончен к тому моменту на 50 процентов, а другой - на 85 процентов. Однако оба реактора были сильно повреждены бомбежками во время ирано-иракской войны рубежа 1970-х и 1980-х годов.
Строительство АЭС фактически было необходимо начинать заново, и в 1995 году был подписан контракт с российским "Атомстройэкспортом" на поставку реактора на легкой воде и проведение пусконаладочных работ. Сумма сделки оценивается примерно в миллиард долларов. По условиям контракта, Россия должна обеспечить поставки в Иран ядерного топлива, необходимого для функционирования станции, с его последующим возвращением на российские предприятия для переработки.
Первоначально Бушерскую АЭС планировалось закончить к 1999 году. Однако ее пуск постоянно откладывался. Последним из сроков был назван сентябрь 2007 года, однако, в начале этого года работы были приостановлены. Российская сторона объяснила это срывом финансирования со стороны Ирана. Приостановка работ совпала по времени с очередным обсуждением иранской ядерной программы в Совете безопасности ООН. В декабре 2006 года против Ирана были введены санкции за отказ приостановить работы по обогащению урана, который, по утверждению иранских властей, необходим стране для обеспечения топливом предприятий атомной энергетики.
Западные страны во главе с США утверждают, что Тегеран вынашивает планы по разработке ядерного оружия и, возможно, даже ведет работы в этом направлении, что, впрочем, так и не было подтверждено официальными данными. Тем не менее, в конце марта санкции против Ирана был ужесточены, а в западной прессе стали активно муссироваться слухи о силовых вариантах решения иранского вопроса.
В начале апреля иранцы заявили о начале обогащения урана в промышленных масштабах на трех тысячах центрифуг. Вместе с тем иранские власти подчеркивали, что они собираются производить только низкообогащенный уран, который невозможно использовать в военных целях. По оценкам экспертов, для полномасштабного промышленного производства ядерного топлива нужно построить не менее 50 тысяч центрифуг, объединенных в каскады, каждый из которых насчитывает по 164 подобных устройства.
В конце апреля Москва и Тегеран сообщили о согласовании графика финансирования строительства Бушерской АЭС, но работы в полном масштабе так и не были возобновлены. Все это время шли дипломатические переговоры, суть которых сводилась к убеждению Ирана отказаться от обогащения урана в обмен на его поставки из России под контролем МАГАТЭ.
Тем временем Иран объявил о начале строительства еще одной АЭС, причем все работы иранцы планируют производить собственными силами. Тогда же в руководстве иранской атомной отрасли назвали новые сроки пуска объекта в Бушере - март 2008 года. Источники в Росатоме со своей стороны вновь заявили о невыполнении Ираном своих финансовых обязательств.
Ситуация долгое время оставалась неопределенной, пока российский президент Владимир Путин в ходе официального визита в Тегеран в октябре 2007 года не подтвердил, что поставки ядерного топлива Ирану начнутся, как только станут известны сроки пуска АЭС. Вместе с тем, ранее этот вопрос увязывался с отказом Ирана от самостоятельного обогащения урана.
В распространенном российским МИДом заявлении говорится, что начатые 16 декабря поставки будут продолжаться в течение двух месяцев до февраля 2008 года. Новые сроки открытия АЭС не называются, но отмечается, что поставки топлива производятся примерно за полгода до появления в нем технологической потребности. Ранее представитель российского подрядчика заявил, что завершить монтаж оборудования на АЭС удастся не раньше осени 2008 года.
В Иране отметили, что объемы первой партии ядерного топлива оставляют 82 тонны, и это количество будет израсходовано в течение первого года работы станции. Всего на этом этапе Россия поставит 163 емкости, в которых находится уран-235 со степенью обогащения, не превышающей 4,8 процента.
Новый этап во взаимоотношениях с Ираном российские дипломаты назвали важным фактором для восстановления доверия к иранской ядерной программе, поскольку, как говорится в заявлении МИД РФ, у Тегерана больше нет необходимости самостоятельно обогащать уран. В американской администрации отметили, что Москва пошла на этот шаг после предварительных консультаций с Вашингтоном, где в начале декабря были преданы гласности выводы разведки о том, что Иран еще в 2003 году прекратил работы по созданию ядерного оружия.
Несмотря на это, представитель иранского правительства уже успел вновь подтвердить, что его страна не собирается отказываться от своего суверенного права развивать ядерную энергетику и работать с ядерными материалами.
Западные аналитики в этой связи отмечают, что в Москве, очевидно, пришли к выводу об отсутствии политических причин и далее удерживаться от поставок топлива Ирану. Этому эксперты видят две причины. Во-первых, Россия убедилась, что Иран все равно не откажется от обогащения урана, а, следовательно, дальнейшее давление не имеет смысла. Во-вторых, Кремль получил возможность еще раз продемонстрировать Западу, что не собирается поступаться своими интересами и будет проводить самостоятельную политику по всем ключевым международным вопросам.