Наука и техника
07:01, 20 декабря 2007

Fleet in being Российский флот возобновляет деятельность в мировом океане

Поход корабельной ударной группы Северного флота во главе с единственным российским авианосцем "Адмирал Кузнецов", начавшийся 5 декабря 2007 года, стал одним из основных информационных поводов последних недель. По заявлениям высокопоставленных представителей ВМФ России, этот поход - первый в череде операций, планируемых российским флотом в дальних водах. Целью похода является Средиземное море, куда корабельная ударная группа должна прийти в ближайшие дни. В общей сложности поход продлится 71 день.

Двадцать-тридцать лет назад такой поход привлек бы к себе гораздо меньше внимания - ВМФ СССР был представлен в океане очень широко и выход еще одного соединения заинтересовал бы разве что представителей "вероятного противника" и родственников моряков. В настоящее время относительно редкие выходы крупных российских кораблей за пределы 200-мильной экономической зоны РФ немедленно становятся значительными информационными поводами.

Внимание к походу единственного российского авианосца обострилось после инцидента у побережья Норвегии, когда российская эскадра появилась у нефтедобывающих платформ неподалеку от побережья Бергена. Палубные истребители Су-33 совершили несколько вылетов вблизи платформ, что привело к приостановке полетов норвежской гражданской авиации.

Поход эскадры, разумеется, привлек внимание флотов НАТО. Сопровождающие "Кузнецова" большие противолодочные корабли обнаружили неподалеку от эскадры подводную лодку. Субмарина пыталась скрыться, однако БПК восстановили контакт и навели на лодку противолодочный самолет Ил-38.

Помимо всего прочего, выход эскадры в океан дал повод для возобновления дискуссии о необходимости наличия тяжелых надводных кораблей в составе ВМФ России и задачах, стоящих перед флотом.

"Тот, кто владеет морем - владеет мировой торговлей, а тот, кто владеет торговлей - владеет богатствами земли и ею самой", - эта фраза знаменитого корсара Уолтера Рэли, может быть, содержит некоторое преувеличение, но в целом она отражает реальность. Господство на море - позволяющее свободно возить товары из одной точки мира в другую и при необходимости разрушать торговое мореплавание противника - явилось важным фактором победы в обеих мировых войнах. В мирное время оно обеспечивает господствующей стране или союзу стран значительные преимущества в мировой торговле. Последние несколько столетий господство в мировом океане безраздельно принадлежит англосаксонским странам - Великобритании и сменившим их в роли "Владычицы морей" США.

Су-33 над авианосцем. Фото ВМФ России
Lenta.ru

Как и любое другое, господство на море постоянно оспаривается и может быть низвергнуто или как минимум обесценено. Главным средством нейтрализации флота противника является собственный флот, способный уничтожать боевые корабли и влиять на торговое мореплавание.

Именно с целью "оспорить господство" всегда строились флоты континентальных держав - Германии, Франции, Италии, России (СССР). Будучи значительно меньше, чем флоты оппонентов, ВМС этих стран стремились не к завоеванию господства на море, а к нейтрализации господства противника, стремясь лишить его возможности свободно пользоваться морем для перевозки грузов.

Оспаривать господство на море можно действиями подводных лодок, ведущих неограниченную войну против торгового судоходства, ударами авиации по портам, боевым кораблям и торговым судам противника, и действиями компактных соединений боевых кораблей-рейдеров на его коммуникациях. В последнем случае континентальная держава, располагающая относительно мощным флотом и не связанная необходимостью защищать свои морские коммуникации (которых у нее нет), может использовать свои корабли в качестве "свободной силы" для уничтожения торгового судоходства и, если потребуется, боевых кораблей противника.

Таким образом готовился действовать российский флот против британского в XIX и начале XX века, так действовал немецкий флот против флотов союзников в обеих мировых войнах. Бои с боевыми кораблями противника в этой концепции не только не обязательны, но даже нежелательны - потеря 2-3 единиц для сильного флота незаметна, а для слабого и потеря одного корабля - значительна. В то же время уничтожение торговых кораблей может ослабить экономику морской державы и заставить ее капитулировать.

В ракетно-ядерную эру задача усложнилась. Возникла необходимость уничтожать не только торговые, но и боевые корабли противника - прежде всего его атомные подлодки, вооруженные баллистическими ракетами, и авианосцы - то есть боевые единицы, способные поражать цели на расстояниях в сотни и тысячи километров.

Исходя из этого, ВМФ СССР готовился как к атакам на торговое судоходство противника - прежде всего с помощью многочисленных торпедных подлодок, так и к боям с его главными силами - с помощью самолетов-ракетоносцев берегового базирования, надводных кораблей и подводных крейсеров - носителей крылатых ракет.

Какие задачи отрабатывает на учениях в дальнем походе российская эскадра во главе с "Адмиралом Кузнецовым", пока неизвестно. В походе 2005 года в числе прочих упражнений российские корабли провели учения по уничтожению вражеского конвоя в сопровождении эскортных кораблей.

Еще одной целью дальних походов ВМФ, общей как для морских, так и для континентальных стран, является "демонстрация флага". Посылая свою эскадру в тот или иной район океана, государство показывает готовность защищать свои интересы в регионе.

Примеров подобных действий довольно много. Из истории отечественного флота можно вспомнить, например, визит большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Дрозд" в Ливию в апреле 1986 года во время налетов ВВС и палубной авиации США на объекты в этой стране. Появление советского корабля в гавани Триполи остановило американскую операцию - начинать Третью мировую войну никто не рискнул.

Из более давних времен можно вспомнить поход эскадр Лесовского и Попова во время Гражданской войны в США. Появившиеся в портах северян русские корабли гарантировали их неприкосновенность и свободу торговли, по мнению многих специалистов, предотвратив вступление Великобритании в войну на стороне южных штатов.

Свойства флота, в частности его способность влиять на политику, выражаются принципом Fleet in being ("Флит ин бин"), сформулированным американским адмиралом Альфредом Тайером Мэхэном в книге "Влияние морской силы на историю". Вкратце этот принцип выражается фразой: "Флот противника сковывает твои действия одним своим существованием".

Этот принцип, неоднократно подтвержденный историей войн, позволяет даже откровенно слабым флотам оказывать значительное влияние на ход боевых действий. Так, относительно небольшое соединение немецкого флота, находившееся в Норвегии в 1942-44 годах, приковывало к себе многократно превосходящие ВМС союзников, которые были остро необходимы для проведения операций на других театрах военных действий, но не могли покинуть Северную Атлантику из-за возможности прорыва немецких рейдеров на коммуникации.

В мирное время регулярные дальние походы и присутствие флота где-либо обеспечивают более-менее постоянный контроль за военной и политической обстановкой в ключевых регионах планеты, позволяя при необходимости предотвращать или прекращать военные конфликты угрозой вмешательства "третьей стороны".

Средиземное море, куда в настоящее время направляется российская эскадра, давно является ключевым для нашей страны регионом. Длительные экономические и культурные связи с большинством средиземноморских стран, проходящие через море торговые пути, многочисленные войны и военные конфликты в которых либо прямо участвовала Россия либо были затронуты ее интересы - все это требует постоянного присутствия на театре российских кораблей. "Адмирал Кузнецов" не сможет остаться в Средиземноморье на постоянной основе - для этого Северному флоту нужны три-четыре корабля данного класса с сопровождением, меняющие друг друга через определенные периоды времени, поэтому поход "Кузнецова" послужит скорее учебным и рекламным целям, нежели целям реального контроля за ситуацией. Тем не менее, даже и такие походы полезны - без них нельзя будет подготовить экипажи для кораблей, которые смогут постоянно представлять интересы России в любом районе океана.

< Назад в рубрику