Культура
00:34, 25 декабря 2007

Работники гитар и микрофонов Опубликован список музыкантов, получивших в 2007 году наибольшие доходы от концертов в Северной Америке

Компания Pollstar в воскресенье, 23 декабря, опубликовала список музыкантов, получивших в 2007 году наибольшие доходы от концертной деятельности в Северной Америке. В десятке самых успешных гастролеров преобладают группы со стажем и кантри-исполнители. Первую строку вполне предсказуемо заняло воссоединившееся трио The Police.

Группа The Police начала тур с концерта в Ванкувере 28 мая; за прошедшие месяцы коллектив успел дать более полусотни концертов, заработав на них 131,9 миллиона долларов. Сумма кажется особенно внушительной c учетом того факта, что серия выступлений The Police стала четвертым по уровню доходов туром за всю историю Pollstar. А компания, между прочим, ведет наблюдения за концертной деятельностью с 1981 года. Стинг и компания не смогли обогнать только Rolling Stones (те сумели заработать 162 миллиона долларов в 2005 году и 138,5 миллиона - в 2006 году) и ирландский квартет U2 (139 миллионов долларов за тур 2005 года). "Роллинги", кстати, вполне могли бы стать лучшими гастролерами и в этом году, однако решили ограничиться 12-недельным туром по Европе.

The Police, впервые собравшиеся в 1977 году, лишний раз доказали, что интерес публики к группам многолетней выдержки не ослабевает. Еще одно тому подтверждение - успех группы Van Halen, заработавшей 56,7 миллиона долларов и оказавшейся на пятой строке списка Pollstar. Этот коллектив, существующий с середины семидесятых годов, в 2007 году тоже в некотором роде "воссоединился". Группа формально никогда не распадалась (что, в общем-то, не удивительно: Van Halen - это такое семейное предприятие, на всех инструментах играют близкие родственники), однако в 1985 году ее покинул вокалист Дэвид Ли Рот. Два десятка лет коллектив работал с приглашенными певцами, и вот, наконец, в январе 2007 года появилась информация о том, что Ли Рот возвращается в группу. Как показывается статистика Pollstar, этот поступок Дэвида ни в коем случае не следует считать ошибкой.

А вот Питер Гэбриэл, первый вокалист группы Genesis, видимо, уже никогда не воссоединится с коллективом. Оставшихся музыкантов это, кажется, мало расстраивает. Пока Гэбриел все глубже зарывается в world music и посвящает себя гуманитарной деятельности, Genesis зарабатывают деньги. С 1999 года группа находилась в творческом отпуске, а в 2007 году взялась за концерты с новыми силами, заработала 47,6 миллиона долларов и оказалась на восьмом месте в списке Pollstar.

62-летний певец Род Стюарт заработал на концертах в Северной Америке 49 миллионов долларов и оказался на седьмом месте.

Три строки в десятке Pollstar занимают кантри-исполнители. Певец Кенни Чесни заработал 71,1 миллиона и оказался на втором месте (отметим, что отрыв от лидеров The Police составляет более 60 миллионов). Совместный тур принес супругам и коллегам Тиму Макгро и Фэйт Хилл (Faith Hill, полное имя - Audrey Faith Perry McGraw) 52,3 миллиона долларов; в результате - шестое место. Трио Rascal Flatts, собравшее 41,5 миллиона долларов, замыкает десятку.

Канадской певице Селин Дион даже не пришлось гастролировать, чтобы попасть в десятку Pollstar. Она просто нашла весьма доходное место - казино Caesar Palace в Лас-Вегасе - и давала концерты исключительно в нем. Результат - 65,3 миллиона долларов и четвертое место в списке.

Самыми молодыми исполнителями, вошедшими в десятку, стали Джастин Тимберлейк (70,6 миллиона долларов, третье место) и Джош Гробэн (43 миллиона, девятое место). Обоим певцам по 26 лет, но на этом сходство заканчивается. Первый специализируется на танцевальной поп-музыке для подростков, второй поет хорошо поставленным баритоном размеренные песни для взрослых. На последнем альбоме Гробэна, выпущенном в октябре 2007 года, присутствует даже версия Ave Maria. Впрочем, статистика показала, что танцевальный поп пользуется большим спросом, чем хорошо поставленный баритон.

Отдельно хочется отметить исполнительницу по имени Ханна Монтана (Hannah Montana), хотя она и не вошла в десятку. Во-первых, по сути это виртуальный персонаж. Ханна Монтана - героиня одноименного детского сериала студии Диснея. Эта девушка (точнее, играющая ее 15-летняя актриса Майли Сайрус) отправилась в тур под названием Best of Both Worlds; мероприятие собрало 36 миллионов долларов, и в результате Ханна Монтана оказалась на пятнадцатой строке в списке Pollstar. Популярность сериала оказалась столь высокой, что билеты на концерты тура разбирали практически мгновенно. Тот факт, что их стоимость составляла в среднем 54 доллара (довольно невысокий по меркам Северной Америки показатель), также положительно сказывался на скорости продаж. Дети, не успевшие приобрести билет, естественно, стали выклянчивать у родителей возможность посмотреть на любимую телевизионную героиню, и тут в игру включились спекулянты. Приглашения на концерты уходили за суммы, во много раз превышающие оригинальную стоимость. Рассерженные родители, по кошелькам которых был нанесен удар, даже пытались подавать в суд на устроителей мероприятий. Впрочем, им довольно быстро напомнили о рыночных законах, касающихся спроса и предложения.

Кстати, цены на билеты - далеко не последний фактор в определении степени успешности того или иного концертного тура. Pollstar публикует и такие данные. Выясняется, например, что за билет на концерт Genesis приходилось платить в среднем по 130 долларов, на выступление The Police - 114 долларов, Van Halen - 111 долларов. Чесни брал за билеты на свои шоу всего по 63 доллара. Лидером же в данном случае оказалась Селин Дион: приглашения на ее выступления стоили в среднем 141 доллар. Согласитесь, что с учетом этих показателей общие годовые доходы исполнителей начинают восприниматься несколько иначе.

И, наконец, еще один любопытный факт: общая прибыль от двадцати самых доходных туров в 2007 году составила 996 миллионов долларов. Эта сумма на 15,6 процентов ниже аналогичного показателя за предыдущий год. В 2005 году доходы концертной индустрии также были несколько выше. По сути, ниже прибыли оказались только в 2004 году - 951,1 миллиона (и даже туры Мадонны и Принса, прошедшие в том отчетном периоде не спасли ситуацию).

Так или иначе, у устроителей концертов появился повод насторожиться. Имена групп, гастролировавших в США, у многих на слуху, цены на билеты тоже низкими не назовешь, а общий доход на рекорд не тянет. Кстати, стоимость приглашений на некоторые шоу и вовсе заставляет вспомнить послание, оставленное Карлсоном Фрекен Бок: "Деньги дерешь, а корицу жалеешь! Берегись!"

< Назад в рубрику