Сеть как маленький телевизор

В Рунет вложат десятки миллионов долларов

Фонд Russian Media Ventures объявил о регистрации ООО "Эссемблер". Эта организация под маркой Inventure (по другим данным - Inventures) займется созданием и развитием интернет-проектов в Рунете. Ожидается, что в течение 5-6 ближайших лет на инвестиции потратят десятки миллионов долларов. То, что получится, будут продавать.

Владельцами Russian Media Ventures (RMB) являются американец Питер Герви (Peter Gerwe) и группа "Видео Интернешнл". Другими словами, в Рунет пришли серьезные инвесторы.

Питер Герви известен тем, что создал радио "Максимум" и телеканал СТС, в сферу его интересов также входили "бумажные" активы. В 2006 году основатель СТС приобрел доли в парочке московских интернет-провайдеров. Теперь, очевидно, дело дошло до сайтов.

"Видео Интернешнл" участникам медиа-рынка также представлять не надо. Группа еще в 1998 году вывела в Рунет свое подразделение System.ru, ставшее первым специализированным рекламным интернет-агентством в России. Позднее компания переименовалась в IMHO VI. В 2006 году IMHO VI превратилась в интернет-селлера. Сейчас это подразделение выкупает рекламу на крупнейших порталах Рунета.

Для "Видео Интернешнл" этап освоения существующего Рунета если не завершен, то уж точно подходит к концу. Inventure станет механизмом по созданию новых, потенциально крупных площадок. Этому помогут возможности группы в сфере телевизионной рекламы.

Уже известно у двух проектах RMV. Один представляет из себя то, что создатели называют порталом для интеллектуалов Top4Top. Продюсером Top4Top является Дмитрий Дибров, главредом - Лев Новоженов. Портал откроется в начале января. В него на протяжении двух лет вложат 15 миллионов долларов. Часть из них, кстати, пойдет на продвижение по телевидению.

Второй - деловой ресурс, который RMV будет создавать совместно с ИД "Коммерсант" и агентством Reuters. О нем пока ничего не известно, кроме даты запуска - осень 2008 года. Пока неизвестно, войдут ли эти проекты в Inventure.

Схема

Гендиректором новой компании стал Александр Локтев, основатель ИД "Секрет Фирмы". В интервью "Коммерсанту" он уточнил некоторые подробности работы Inventure. По словам Локтева, их в первую очередь интересуют стартапы трех видов - контентные, инфраструктурные и сервисные.

Контентные - это например, сайты со справочными материалами, новостями, текстами, видеороликами и аудиозаписями. Заявленные Top4Top и деловой портал больше всего подходят под эту категорию.

Сервисные - это ресурсы вроде интернет-магазинов и фотохостингов. На самом деле, это очень широкая сфера, охватывающая, например, поисковые системы, сервисы закладок, службы доставки заказанных в онлайне товаров и тому подобное. В интернете довольно много подобных проектов - с натяжкой к ним можно отнести даже социальные cервисы вроде "Одноклассников.ру". Пока неизвестно, какие сервисные проекты будут финансироваться RMV.

Инфраструктурная категория самая интересная, в ней, например, "Коммерсант" выделяет одно направление - технологии по продаже интернет-рекламы. Действительно, если предположить, что заботливо выращенные стартапы будут продаваться в комплекте с эксклюзивным контрактом IMHO VI, то для продаж понадобится множество рекламных, биллинговых и других систем.

Заниматься развитием Inventure будет команда, на которую в ближайшее время потратят около 10 миллионов долларов. По словам Локтева, схема работы будет напоминать схему американской IdeaLab. Это такие ребята, которые дали жизнь Overture Service - ту самую систему контекстной рекламы, на которой выкупившая ее Yahoo! теперь зарабатывает миллиарды долларов.

Разница между Russian Media Ventures и IdeaLab заключается в том, что первая имеет свой рекламный интерес. Надо думать, русская Overture, если она появится, станет одним из опорных интернет-подразделений группы "Видео Интернешнл".

Молодые и дерзкие

RMV - не единственный фонд, додумавшийся до схемы создания в Рунете стартапов с последующей перепродажей. Например, есть петербургская Embria, которая пытается создать "успешный поток интернет-проектов".

Поток пока состоит из восьми сайтов, среди которых три так или иначе посвящены поисковикам и поисковой оптимизации. В портфель Embria также входят сайт словарных игр, хостинг пользовательских файлов, ресурс, схожий с "Афишей.ру", информационный портал о стартапах и телефонный сервис, позволяющий иностранцам вызвать скорую или узнать, где они находятся.

Другой конкурент выглядит более серьезно. Это Рувенту, который намерен стать лидирующим венчурным фондом в России и СНГ. Кроме всего прочего он осуществляет консалтинг в рамках того, что в компании называют "бизнес-ускорителем". На сайте таких терминов много, да и состав команды впечатляет.

На сайте утверждается, что проекты самые разные - распознавание изображений, анализ текстовой информации, анти-спам решения, альтернативные операционные системы и так далее. Приводится, впрочем, в пример, только один - Placense. Этот сайт, который должен был стать сборником аудиогидов, довольно давно умер. Как дела обстоят у самой Рувенту, не очень понятно.

Все эти попытки создать в российском сегменте интернета утилизаторы лишних медиаденег довольно любопытны. Легко можно представить себе ситуацию, когда число таких фондов при определенной моде на интернет-рекламу (рост выручки - сто с лишним процентов в год) если не сравняется, то будет сравнимо с числом самих стартапов.

Скорее всего, делать Рунет, как и выборы, как и многое другое - будут телевизионные деньги.