Новости партнеров

"Лучом лицейских ясных дней"

Фильм "1814": немного Тынянова, немного Акунина

Известно, что в Царском селе в те годы, когда там учился в лицее Пушкин, объявился душегуб, который убил и ограбил девять человек, прежде чем его изловили. Пушкин был с ним знаком. Сохранились даже его наброски поэмы об этом убийце. О "царскосельском душегубе" можно прочесть, например, в романе Юрия Тынянова "Пушкин". По-видимому, оттуда и почерпнули идею создатели фильма "1814".

История "царскосельского душегуба" стараниями сценариста Дмитрия Миропольского и режиссера Андреса Пуустусмаа превратилась в детектив в духе Бориса Акунина. До такой степени, что в человеке по имени Ананий Феодосьевич Борзюк (Игорь Черневич) зритель поневоле признает этакого местного Фандорина. Зрителя старательно уводят то по одному, то по другому ложному следу (правда, более или менее убедительно это получается только в одном случае). Попутно его веселят фразочками вроде "Случай интересный: господин Пушкин подавился собственными стихами" и демонстрируют, как 15-летний Пушкин (20-летний Стас Белозеров) пишет стихотворение "Ольге Массон" на нагом теле оной Ольги (26-летняя Эмилия Спивак). Стихотворение, к слову сказать, 1819 года, а события фильма разворачиваются, как явствует из названия, на пять лет раньше.

Главной заботой создателей фильма, похоже, было не допустить ни малейшей "бронзовости" в образах Пушкина, Горчакова (Степан Балакшин), Кюхельбекера (Иван Мартынов) и остальных лицеистов, из которых, как все знают, вырастут великие поэты и государственные деятели. Надо признать, им это удалось, и это уже само по себе грандиозное достижение. Лицеисты предстают то бесшабашными весельчаками, не умеющими пить, то пубертатными подростками, то напыщенными юнцами с гипертрофированными представлениями о собственной значимости, то искренними молодыми людьми, которые превыше всего ценят свою дворянскую честь и дружбу, то юными бунтарями. Но никогда – Будущими Великими Людьми.

Все это студенческое буйство разыгрывается учащимися и недавними выпускниками театральных институтов при поддержке признанных мастеров во главе с Богданом Ступкой (директор лицея Василий Малиновский) и Сергеем Гармашем (дядька Сазонов). Все они хороши ровно настолько, насколько от них этого всегда ожидают. Аракчеев (Юрий Ицков) самодурствует, профессор нравственных и политических наук Куницын (Александр Лыков) морализирует, владелец крепостного театра граф Толстой (Федор Бондарчук) барствует, надзиратель Пилецкий (Сергей Барковский) отравляет лицеистам жизнь. А Богдан Ступка – он на то и Богдан Ступка: ему достаточно голову чуть повернуть, чтобы сразу стало понятно: его здесь все любят, все уважают, он тут всем отец родной.

Метания от Тынянова к Акунину и обратно пронизывают весь фильм. Особенно это сказалось на языке. Слышать из уст директора лицея Василия Федоровича Малиновского: "Едва ли мы можем сказать о наших воспитанниках что-то, что представляло бы для вас профессиональный интерес", - это, что называется, сильно.

Как бы там ни было, не верьте критикам: это кино не про то, как юный Пушкин с приятелями ловит маньяка. Никакой это не "слэшер" и даже не триллер. Кровищи немного, осенние аллеи Царскосельского парка и дворцовые интерьеры прекрасны, есть дуэль, много про дружбу, про молодость и отвагу, про любовь тоже есть. А главное, Пуустусмаа удалось органично соединить жанры детектива и исторического анекдота. Если вы любите Акунина – вам понравится.