Мир
12:06, 29 декабря 2007

Мировой беспорядок Главные события международной политики 2007 года

Уходящий год дал хороший повод для оптимизма поклонникам тезиса "Лишь бы не было войны". Ким Чен Иру надоело грозить ядерной бомбой, турки решили не спешить с открытием второго фронта в Ираке, израильтяне и палестинцы были так заняты внутренними конфликтами, что позабыли о крупных терактах и масштабных боевых операциях. Однако всеобщего умиротворения не случилось: еще остались причины верить в мировой беспорядок.

В начале года северокорейский лидер Ким Чен Ир, долгое время успешно шантажировавший международное сообщество с помощью атомной бомбы, решил закрыть ядерную программу в обмен на энергетическую помощь и снятие санкций. Получив тысячи тонн мазута и миллионы долларов с замороженных счетов в Макао, КНДР остановила главный реактор в Йонбене, прекратила производство оружейного плутония и обязалась полностью демонтировать ядерные объекты в кратчайшие сроки. Такие уступки должны были убедить всех, что один из последних коммунистических режимов заслуживает отмены политической и экономической блокады. Однако американская администрация - главный участник переговоров с КНДР - не склонна считать конфликт исчерпанным до окончательной победы над северокорейским немирным атомом. США не спешат выполнять принципиальное требование Ким Чен Ира - вычеркнуть КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм.

Отказ Северной Кореи от ядерного оружия стал безусловным дипломатическим успехом года. Похожий кризис в отношениях с Ираном западные дипломаты преодолеть не смогли. До самого последнего времени события развивались по кругу: иранский президент Махмуд Ахмадинеджад рассказывал о достижениях своих физиков-ядерщиков, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) проводило бесконечные проверки, газеты обсуждали возможность американской военной операции.

Махмуд Ахмадинеджад. Фото AFP
Lenta.ru

Сенсация произошла в декабре, когда США рассекретили доклад спецслужб, в котором говорится, что Иран закрыл проект по разработке ядерного оружия осенью 2003 года. Судя по публикациям в прессе, такой вывод был сделан на основе результатов длительного прослушивания переговоров иранских военных. Другим источником информации мог стать бывший заместитель министра обороны Ирана, отставной генерал Корпуса стражей исламской революции Али Реза Асгари. Он пропал при неясных обстоятельствах в феврале, когда находился в частной поездке в Турцию. Версий его исчезновения две - либо генерал был похищен сотрудниками западных спецслужб, либо добровольно бежал в США или Европу. Так или иначе, разведки недружественных Ирану стран получили возможность подробно побеседовать с человеком, хорошо осведомленным о многих тайнах исламской республики.

Благодаря газетной шумихе история с исчезновением Асгари немало подпортила образ Ирана, сплоченного вокруг своих радикально настроенных лидеров. Однако иранское руководство быстро нашло новый повод для гордости, провернув эффектную пропагандистскую акцию - захват и показательное освобождение британских моряков, которые патрулировали морскую границу Ирака. 15 военнослужащих, в том числе одна женщина, провели под замком почти две недели. За это время они превратились в популярных героев иранских телепередач: глядя в объективы камер, моряки признавались, что собирали разведывательную информацию об Иране в его территориальных водах.

Публичное унижение Великобритании закончилось тем, что Махмуд Ахмадинеджад простил "шпионов" и отпустил их домой. Сцена расставания иранского президента с пленными транслировалась в прямом эфире и выглядела очень трогательно. По возвращении на родину настроение у моряков переменилось. Они немедленно отреклись от признаний, сделанных в плену, и пожаловались на угрозы со стороны иранцев. О компенсации морального вреда предприимчивые военнослужащие позаботились сами, получив внушительные гонорары за многочисленные интервью журналистам.

Соседи Ирана международных провокаций не устраивали, сосредоточившись на решении более насущных задач. Турция всерьез занялась подготовкой военной операции против курдских боевиков в северном Ираке. Хотя до полномасштабного вторжения дело не дошло, столкновения на границе заметно участились. Пакистан погрузился во внутриполитический кризис, который привел к введению чрезвычайного положения и приостановке действия конституции. С помощью столь радикальных мер Первез Мушарраф сумел положить конец попыткам оспорить легитимность его избрания на новый президентский срок.

Махмуд Аббас. Фото AFP
Lenta.ru

В ближневосточной политике случилось то, что должно было случиться. Вместо образования независимого Палестинского государства произошел фактический раскол Палестинской автономии. Набравшие силу боевики движения ХАМАС взяли под свой контроль сектор Газа, устроив блицкриг сторонникам ФАТХа - организации, которой руководит глава палестинской администрации Махмуд Аббас. После сокрушительного поражения он объявил о роспуске правительства автономии, сформированного ХАМАСом. Международные посредники предсказуемо поддержали Аббаса, страны-доноры пообещали ему многомиллиардную экономическую помощь. В прессе начали активно обсуждать гипотетический сценарий, при котором умеренный Аббас, находясь в открытой конфронтации с радикальным ХАМАСом, пойдет на соглашение с Израилем. По прошествии времени стало ясно, что прогноз был слишком оптимистическим.

Израильское руководство, как и палестинское, в течение года сотрясали внутренние неурядицы. Специальная комиссия по расследованию действий правительства во время неудачной войны с ливанским движением "Хизбалла" пришла к выводу, что за провал операции несут ответственность премьер Эхуд Ольмерт и министр обороны Амир Перец. Если первому удалось остаться у власти, то второй был вынужден уйти со своего поста. Однако отставка Переца оказалась далеко не самой скандальной. Президент Израиля Моше Кацав лишился должности, признавшись в сексуальных домогательствах к своей сотруднице. По итогам длительного расследования Кацав согласился на сделку с прокурорами, по условиям которой ему обещали не предъявлять обвинение в изнасиловании и не требовать реального тюремного срока.

На фоне восточных страстей европейская политика выглядела куда более предсказуемой. Летом состоялась долгожданная отставка британского премьера Тони Блэра, возглавлявшего правительство в течение 10 лет. Его соратники по Лейбористской партии уже давно требовали досрочной смены руководства, чтобы новый лидер получил достаточно времени для подготовки к следующим парламентским выборам. "Тефлоновый Тони", получивший свое прозвище за способность без потерь выходить из политических кризисов, уступил кресло главы правительства давнему другу и сопернику - министру финансов Гордону Брауну. Сидеть без работы Блэру не пришлось ни дня. Посредники в урегулировании палестино-израильского конфликта немедленно назначили отставного премьера своим спецпредставителем на Ближнем Востоке.

Жак Ширак. Фото AFP
Lenta.ru

Вслед за Блэром с властью расстался французский президент Жак Ширак, остававшийся во главе государства 12 лет. По итогам выборов его сменил кандидат от правоцентристского "Союза за народное движение" Николя Саркози, одержавший победу над кандидатом от социалистов Сеголен Руаяль. Новый президент завоевал популярность, занимая пост министра внутренних дел. Именно благодаря его решительным действиям удалось прекратить массовые беспорядки в парижских предместьях два года назад. Возглавив Францию, Саркози вновь столкнулся с погромами, но на этот раз они продолжались всего несколько дней и не приняли былого размаха.

Вскоре после вступления в должность Саркози принял самое активное участие в затянувшейся истории с арестом пяти болгарских медсестер и палестинского врача в Ливии. Их несколько раз приговаривали к смертной казни по обвинению в заражении ВИЧ более 400 детей, однако по итогам длительных переговоров с участием представителей ЕС наказание заменили пожизненным заключением, после чего осужденные были депортированы. Они вылетели из Ливии на самолете президента Франции.

Восточная Европа в уходящем году дождалась разлуки братьев-близнецов, стоявших во главе Польши, и не дождалась разлуки некогда братских сербов с косоварами. Одиозный по меркам западной демократии союз президента Леха Качиньского и премьера Ярослава Качиньского прекратил существование после победы оппозиционной партии "Гражданская платформа" на парламентских выборах. Правительство Польши возглавил Дональд Туск, немедленно заявивший, что пересмотрит конфронтационную политику своего предшественника по отношению к России. Что касается конфликта в Косово, то его в течение года безуспешно пытались решить на разных уровнях. Спецпосланник генсека ООН Марти Ахтисаари, разработавший план предоставления независимости автономии, так и не получил всеобщей поддержки. Совет безопасности ООН, не сумев преодолеть сопротивление России и Китая, передал вопрос о статусе Косово на рассмотрение ЕС.

Марти Ахтисаари. Фото AFP
Lenta.ru

Для самого Евросоюза оказалась более актуальной задача дальнейшего объединения. После того как два года назад Франция и Нидерланды провалили референдумы по конституции ЕС, лидеры европейских стран решили изменить тактику и обойтись без всенародного голосования. В результате был подписан смягченный вариант соглашения - конституционный договор, который предусматривает, в частности, введение постов президента ЕС и представителя ЕС по иностранным делам.

При любом отношении к концепции единой Европы следует признать, что руководство стран ЕС в очередной раз продемонстрировало способность договариваться. Такое качество трудно переоценить, учитывая разнообразие мнений в мировой политике. Примеры благополучного разрешения конфликтов оставляют надежду, что со временем согласия в товарищах прибавится. Миру - мир.

< Назад в рубрику