Уже изрядно позабытый с 2006 года конфликт между правительством России и швейцарской фирмой Noga, то и дело пытающейся арестовывать российское имущество, вывезенное за рубеж, разгорелся с новой силой. По требованию Noga во Франции арестованы счета Минфина и Центробанка РФ.
Как и всегда, когда главным ньюсмейкером является Noga, известно о событии стало не из официальных источников. Все началось с того, что в номере "Огонька" от 14 января приводятся слова адвоката компании Noga Антуана Коркмаза о том, что заморожены счета Центробанка и ряда российских компаний.
Через несколько часов стали известны и первые подробности – как сообщило "Эхо Москвы", под арест попало имущество российского Минфина, "Рособоронэкспорта", Центробанка, Минпромэнерго, корпорации ТВЭЛ, Управления делами президента и даже информационного агентства РИА Новости. Все эти счета были открыты в банке VTB-Bank Europe.
В РИА Новости информацию об аресте счета подтвердили. По словам заместителя главного редактора агентства Александра Бабинского, в редакцию поступило письмо с актом судебных приставов, в котором сказано, что арест накладывается на "движимое имущество России". Под эту формулировку попал и счет РИА Новости, хотя агентство является самостоятельным юридическим лицом. Бабинский также заявил, что РИА Новости готовит "юридические шаги" - протест на решение судебных приставов необходимо подать в течение месяца.
Иными словами, Noga действительно начала новую атаку на правительство России, хотя в Управлении делами президента и в VTB-Bank Europe информацию об аресте счетов опровергли.
Комментарий "Ленты.Ру", который подробно объяснял, каким образом правительству России удалось избавиться от претензий фирмы Noga, назывался "Вторая Noga". Продолжая метафору, можно сказать, что арест российских счетов во Франции – это третья часть конфликта, или третья Noga.
Вкратце расстановка сил до нового ареста выглядела следующим образом. В начале 1990-х годов владелец Noga Нессим Гаон выделил России кредит для закупки потребительских товаров и продовольствия. По условиям договора, в случае невыполнения обязательств Россия отвечала по долгам своим имуществом. В 1993 году контракт был разорван, а швейцарская компания потребовала возвращения долга.
Поскольку долг Noga Россия отдавать не спешила – в 90-х страна едва справлялась с дефицитом собственного бюджета – Нессим Гаон предпринимал отчаянные попытки вернуть должок. По искам Noga приставы пытались арестовывать движимое имущество России – от парусника "Седов" и самолетов на авиасалоне во французском Ле Бурже до выставочной коллекции ГМИИ имени Пушкина.
В 1997 году Стокгольмский международный суд оценил долг России перед Noga в 23 миллиона долларов. Правительство продолжало не замечать этого долга, хотя для страны, выплачивающей по 20 миллиардов долларов Парижскому клубу кредиторов, эта сумма не должна была казаться слишком существенной.
В 2006 году выход из положения был найден – долг России перед Noga перекупил гражданин США Александр Коган. Информацию об этой сделке подтвердили как представители Noga, так и российские чиновники. С одним лишь небольшим различием. Если в России посчитали, что конфликт со швейцарской фирмой полностью исчерпан, то в Noga отметили, что выкуплена только часть долга.
Александр Коган, по его собственным словам, купил долг России за 68,6 миллиона долларов. При этом бизнесмен не скрывал, что работал в тесном контакте с Минфином, а для того, чтобы закрыть сделку, воспользовался кредитами со стороны российских банков. Российским СМИ он также сообщал, что хотел перекупить долг еще в 2001 году, но Noga оказалась слишком несговорчивой. В частности, в этой компании даже после решения Стокгольмского суда считали, что долг России исчисляется не в миллионах, а миллиардах долларов.
Как и во всех предыдущих случаях, действия фирмы Noga вызывают много вопросов, на которые пока нет ответа. Почему информация о действиях швейцарской фирмы просочилась только в "Огонек", а не в деловые ежедневники "Коммерсант" и "Ведомости", которым такие "эксклюзивы" положено узнавать по статусу? Почему Noga решила возобновить "выбивание долгов" в начале 2008 года, спустя два года после того, как конфликт вроде бы был исчерпан? Сколько средств арестовано на российских счетах? Сколько из этих денег хочет вернуть себе Noga? Нет ответа.
Можно быть уверенным только в одном – российские чиновники в очередной раз опровергнут все обвинения Noga. Кроме того, судя по историям с арестом другого движимого имущества России, счета будут в ближайшем или не слишком ближайшем будущем разморожены.
Однако репутация России и ее правительства за рубежом будет в очередной раз подпорчена, даже если отечественные чиновники окажутся абсолютно правы. Вполне возможно, что ущерб репутации и есть главная задача швейцарской фирмы.