Сейчас традиционной статьей российского экспорта являются, конечно же, нефть и газ. Кроме того, Россия успешно поставляет за рубеж топливо для атомных реакторов, лес, алмазы и прочее сырье. На западном потребительском рынке товары из России не столь заметны: наибольшей известностью пользуются алкогольные марки. Вскоре к ним могут добавиться и сигаретные бренды.
Компания British American Tobacco Россия (BAT) планирует сделать табачный бренд "Ява", один из старейших в России, международным. В январе компания начнет продажи сигарет Yava Export в России. Если экспортный вариант сигарет будет успешно принят на российском рынке, то следующие партии будут отгружены за рубеж.
Газета "Ведомости" сообщила, что в Москве началась рекламная компания сигарет Yava Export под слоганом "Для сильных духом". По сведениям издания, у новой разновидности "Явы" будет новый вкус и дизайн пачки. Цена для российского рынка будет установлена на уровне 20 рублей за пачку.
В BAT заявляют, что причиной появления Yava Export стал рост интереса к российским товарам на мировом рынке. Кроме того, по мнению менеджеров компании, в России в среднем ценовом сегменте также нет табачного бренда для "патриотов" российских товарных марок. Поэтому появление Yava Export в компании считают закономерностью.
Сейчас существует две линейки сигарет "Ява": классическая "Ява" (8-10 рублей за пачку) и "Ява золотая" (15 рублей за пачку). Оба бренда являются лидерами на рынке в своих ценовых сегментах. Сейчас "Ява" поставляется только в Азербайджан, а на международные рынки BAT экспортирует продукцию под мировыми брендами, произведенную на российских заводах.
Целевой аудиторией Yava Export в BAT считают потребителей в странах СНГ и Европе. Параллельно с изучением продаж марки в России компания будет отслеживать потенциальный спрос на Yava Export за границей. Однако источники "Ведомостей" сообщили, что компания якобы готовит Yava Export для российского рынка, а "экспортное прикрытие" - лишь повод для перевода марки в более дорогой сегмент табачного рынка.
Как бы то ни было, скорее всего, сигареты с российским происхождением найдут своих ценителей и за рубежом. Ведь находят же их, и довольно успешно, продавцы, к примеру, алкогольных напитков.
Не секрет, что одним из самых популярных водочных брендов в мире является Stolichnaya. Так, по данным за 2004 год, водки под этой маркой было продано на два миллиарда долларов, при этом около 70 процентов продаж приходится на американский рынок. Также не удивительно, что российские власти ведут за эту торговую марку отчаянную борьбу.
Российская компания "Союзплодоимпорт", которая была основана по распоряжению правительства России, с конца 2001 года пытается получить права на бренд Stolichnaya за рубежом через суды, поскольку в большинстве стран права на советские водочные марки принадлежат компании S.P.I. С 2001 года "Союзплодоимпорт" провел сотни судебных процессов за советские водочные марки в различных странах мира. Но и новые российские бренды не отстают от Stolichnaya.
Так, российский предприниматель Рустам Тарико, владелец холдинга "Русский стандарт", продает за рубеж водку Imperia и "Русский стандарт". В борьбе за один из самых крупных водочных рынков в 2006 году компания предпринимателя даже пыталась потребовать от Pernod Ricard (дистрибьютора водочных марок S.P.I.) прекратить продвигать Stolichnaya как "русскую" водку на рынке США, заявив, что она не может считаться русской водкой, поскольку разливается в Латвии.
Однако заметнее всего на международном рынке оказалась "Балтика". Еще в 1994 году пивоваренная компания выпустила пиво "Балтика № 7 экспортное" - самое дорогое в линейке. Недаром в рейтинге наиболее дорогих мировых брендов газеты The Financial Times в секторе "Пиво" "Балтика" занимает первое место по потенциалу бренда и его вкладу в прибыль компании.
Пиво под этой маркой продается более чем в 30 странах мира, иногда меняя название. К примеру, в Китае "Балтика" продается под брендом "Болодихай пицзю", что в переводе значит "Балтийское море". А вот в британских пабах можно купить знаменитую "трешку".
На российском рынке у компании тоже все в порядке: с 2004 года доля "Балтики" увеличилась в два раза. Именно благодаря такому ажиотажу вокруг марки совладельцы холдинга Baltic Beverages (которому принадлежит контрольный пакет "Балтики"), а также компании Scottish & Newcastle и Carlsberg стали каждая сама по себе пытаться любыми способами увеличить свою долю в компании до контрольной.
Если тестирование Yava Export на российском рынке у BAT пройдет успешно, то, возможно, зарубежные ценители пива "Балтика" и водки "Русский стандарт" смогут затягиваться еще и сигаретами с лейблом "Made in Russia". Линейка российских брендов, которые уходят на экспорт, давным-давно не ограничивается этими товарами, однако в сознании зарубежных потребителей русский медведь, вполне вероятно, вскоре будет ассоциироваться с бутылкой пива и пачкой сигарет.