Культура
02:06, 19 января 2008

EMIграция Один из крупнейших музыкальных лейблов расстается с исполнителями и сотрудниками

EMI - одна из четырех крупнейших звукозаписывающих компаний. Ее главными конкурентами являются Sony BMG, Universal и Warner. В каталог лейбла EMI входят пластинки таких групп и исполнителей, как The Beatles, Rolling Stones, Radiohead, Pink Floyd, Queen, Кайли Миноуг, Spice Girls и Робби Уильямс. Впрочем, некоторые из них в последнее время решили отказаться от услуг компании.

Компания EMI (полное наименование - Electric and Musical Industries) была сформирована в Великобритании еще в 1931 году. Изначально она планировала заниматься производством звуковоспроизводящего оборудования (а проще говоря - граммофонов) и дисков к нему. Но достаточно быстро руководство EMI решило расширить сферу деятельности, и уже в ноябре того же 1931 года была создана звукозаписывающая студия на Abbey Road, впоследствии ставшая легендарной.

Чуть позже компания начала нанимать так называемых менеджеров по подбору артистов. В 1950 на одну из таких вакантных должностей в EMI пришел Джордж Мартин (до этого он работал на BBC, занимаясь классической музыкой). Именно Мартин сделал главный подарок лейблу: привел на него в 1962 году квартет The Beatles.

Группы The Beatles уже скоро 40 лет как не существует, однако вплоть до 2007 года Пол Маккартни (участник квартета, построивший самую успешную сольную карьеру) продолжал сотрудничать с EMI. А весной 2007 года история лейбла "обогатилась" сразу двумя довольно неожиданными событиями.

Во-первых, в марте Пол Маккартни объявил, что расторгает отношения с EMI в пользу только что созданного сетью кофеен Starbucks лейбла Hear Music. Пластинка Memory Almost Full, первый "кофейный" альбом музыканта, появилась спустя три месяца, в июне 2007 года. Однако Маккартни до сих пор продолжает не слишком благожелательно отзываться о компании, с которой сотрудничал многие годы. Дескать, лейбл стал настолько скучным, что музыкант (и все остальные исполнители, сотрудничающие с EMI) стали понемногу превращаться в мебель. Пол, например, заявлял: "Я - диван, группа Coldplay - кресло, а Робби Уильямс… Страшно даже представить, во что превратился Робби." Впрочем, об Уильямсе чуть позже.

Вторым важным событием в истории EMI, случившимся весной 2007 года, стала покупка лейбла инвестиционной компанией Terra Firma. Для справки - под ее же руководством находятся такие разнообразные формы собственности, как крупная сеть кинотеатров Odeon и сеть отелей Le Meridien. Цифры таковы: сама EMI обошлась инвестору в 2,4 миллиарда фунтов стерлингов; еще 800 миллионов фунтов были направлены на погашение долгов лейбла.

Дальше началась сильная качка. Группа Radiohead, опубликовавшая все шесть своих предыдущих альбомов при посредстве EMI, выпустила очередную пластинку In Rainbows своими силами. Да как выпустила: разместила на собственном сайте для фактически бесплатного скачивания. Это уже своего рода заявление, которое можно трактовать так: "Мы готовы издавать музыку любым способом, лишь бы не через EMI!" Кстати, лидер Radiohead Том Йорк делал намеки, дающие понять, что на "бесплатной" пластинке группа заработала больше, чем на альбомах, выпущенных EMI.

Уже упоминавшийся Робби Уильямс, тоже, в общем-то, не последний исполнитель в каталоге EMI, начал активно выражать свое недовольство политикой действующего руководства лейбла. Более того, музыкант даже пригрозил отказаться от услуг звукозаписывающей компании и издать следующий альбом, над которым он сейчас работает, через другой лейбл. Причем Робби, широкой души человек, заботится не только о себе, но и о сотрудниках EMI. Дело в том, что в январе 2007 года руководство объявило о значительном сокращении штата. По разным сведениям, будут сокращены от 1500 до 2000 сотрудников (всего их насчитывается около 4000-5000 человек). Таким образом руководство намеревается заметно уменьшить издержки. Так вот, Уильямса это тоже не устраивает.

А Rolling Stones не стали пугать EMI обещаниями об уходе, а просто-напросто заключили договор с лейблом-конкурентом Universal. Правда, пока речь вроде как идет о единственной пластинке - концертной записи Shine a Light, выпуском которой будет сопровождаться выход на экраны одноименного документального фильма Мартина Скорсезе. Сотрудники EMI говорят, что поводов для паники нет, "Роллинги" одумаются и вернутся. Однако злые языки утверждают, что уже в мае 2008 года (когда закончится очередной пятилетний договор между Rolling Stones и EMI) группа окончательно порвет отношения с лейблом.

Сам лейбл же тоже не дремлет и пытается заполнить образовавшиеся пустоты новыми активами. В частности, буквально только что появилось сообщение о том, что глава компании Terra Firma и председатель правления EMI Гай Хэндс (Guy Hands) решил купить Chrysalis Records. Этот лейбл является издателем таких артистов, как Дэвид Боуи, Jethro Tull, Procol Harum, Generation X, Blondie и Huey Lewis and the News. Другое дело, что пока нет никих гарантий того, что Крис Райт (Chris Wright), владелец Chrysalis Records, решит продать созданный и поддерживаемый им лейбл именно Гаю Хэндсу.

Тем более, что сам Хэндс уже неоднократно подвергался критике. Многие считают, что он просто не понимает музыкальную индустрию и поэтому не в состоянии корректно управлять лейблом. Сетью отелей - да, пожалуй. Кинотеатрами - вполне вероятно. А вот звукозаписывающей компанией - такую возможность многие ставят под сомнение.

Компания GALA Records, занимающаяся изданием альбомов из каталога EMI в России, заявила, что изменения в штате лейбла никак на ней не скажутся. GALA Records - самостоятельная единица, у которой просто-напросто имеется лицензия на публикацию музыки зарубежного партнера. А вот комментировать решения руководства EMI российская компания не захотела.

< Назад в рубрику